Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» направили письмо в Банк России, в котором попросили разъяснить функционал мобильных приложений для оформления мелких ДТП в формате европротокола. Речь идет о продуктах «ДТП.Европротокол» и «Помощник ОСАГО», разработанных Российским союзом автостраховщиков. Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» стали получать обращения от граждан, которые путаются, в какой именно программе необходимо оформлять ДТП. Проблема в разном функционале приложений.
— «ДТП.Европротокол» позволяет зафиксировать на фото повреждения автомобилей для расширения возмещения до 400 тыс. рублей. По сути, это приложение нужно только для того, чтобы не вызывать страховщика и ГИБДД на место аварии. В страховую всё равно придется передавать заполненный бумажный вариант европротокола. «Помощник ОСАГО» полностью оформляет ДТП онлайн: с его помощью можно заполнить европротокол и сделать фотофиксацию повреждений, а можно выполнить только одно из этих действий», — рассказал Алексей Чувашов, директор компании 65apps, разработавшей приложение «Помощник ОСАГО».
Кроме того, в РСА дополнили, что для использования «ДТП.Европротокол» необходимо наличие подтвержденной учетной записи на портале «Госуслуги» только у одного из водителей, а для «Помощника ОСАГО» — обязательно у обоих. Иначе невозможно подписать электронное извещение о ДТП электронными подписями участников.
— Автовладельцы ищут приложение для оформления ДТП только в момент аварии и пользуются приложением «ДТП.Европротокол», наименование которого перекликается с наименованием суперсервиса, — заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. — Информация из СМИ убеждает их в том, что приложение от Российского союза автостраховщиков позволяет оформить все необходимые документы о ДТП. Покинув место ДТП без составления бумажного извещения, граждане, воспользовавшиеся приложением «ДТП.Европротокол», рискуют остаться без страхового возмещения. На наш взгляд, это хоть и ненамеренное, но введение в заблуждение потребителя.
В ОНФ отметили, что снимают ответственность с автовладельцев и призывают их изучать функционал приложений в спокойной обстановке. Между тем эксперты отметили, что необходимо дополнительно обучить сотрудников колл-центров РСА и страховых компаний о порядке оформления ДТП через мобильные приложения. Чтобы операторы по незнанию или намеренно не вводили страхователей в заблуждение.
Что касается приложения «ДТП.Европротокол», то эксперты ОНФ предлагают прямо указать, что его применение без оформления бумажного извещения о ДТП не позволяет рассчитывать на страховое возмещение. Кроме того, в своем обращении в Банк России эксперты предложили рассмотреть вопрос о закрытии проекта «ДТП.Европротокол» или его объединении с «Помощником ОСАГО».
Опрошенные «Известиями» эксперты, представители страхового рынка и юристы отметили, что им неизвестны случаи, когда владельцы путали приложения. При этом некоторые допускают возможность, что автовладелец может ошибиться.
— Если человек начинает скачивать приложение на месте аварии, то, скорее всего, будет путаться. Любое ДТП — это стресс», — рассказал автоэксперт Игорь Моржаретто. Поэтому эксперты рекомендуют скачивать приложения заранее.
В РСА уверены: электронное извещение о ДТП не может быть оформлено «неправильно».
— В мобильном приложении «Помощник ОСАГО» используется контроль полноты заполнения полей, проверка, чтобы все поля были заполнены, имеется возможность корректировки черновика извещения до подписания документа — всё это позволяет добросовестным водителям оформить электронный документ в строгом соответствии с правилами ОСАГО. Получив такой документ, страховщик не сможет отказать в рассмотрении заявления о страховом возмещении», — отметили в пресс-службе союза.
Кроме того, интеграция «Помощника» с «Госуслугами» позволяет проверить необходимые данные об участниках ДТП и подлинность страховых полисов ОСАГО. Однако в приложении «ДТП.Европротокол» достаточно подтвержденной учетной записи только у одного из водителей. Поэтому нередки ситуации, отмечают в РСА, когда именно «ДТП.Европротокол» позволяет водителям правильно зафиксировать данные о ДТП и разъехаться, не создавая затора на дороге на длительное время.
— С помощью мобильного приложения «ДТП.Европротокол» 2–3 тыс. наборов данных о ДТП формируются водителями и передаются в АИС ОСАГО ежемесячно, при этом извещения о ДТП успешно оформляются водителями на бланке, — рассказали в РСА.
Если судить по цифрам скачиваний на Play Market, то оба приложения сейчас востребованы одинаково. В отзывах пользователи часто пишут о проблемах с авторизацией через «Госуслуги» и заполнением данных.
Приложение «ДТП.Европротокол» популярнее, так как оно более простое, чем «Помощник ОСАГО», считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он также отметил, что люди привыкли к простым мобильным приложением, когда всё можно урегулировать в чате.
— «Помощник ОСАГО» должен быть аварийным вариантом, то есть использоваться в крайнем случае, когда страховая компания не потрудилась сделать свое приложение. Это решение должно быть для бизнеса, а сейчас ему отведена несвойственная роль», — рассказал Шкуматов. Он считает, что оформления ДТП должны происходить в мобильном приложении страховщика, так как в них легче зарегистрироваться и оформить ДТП.
— При оформлении полиса я сообщил страховой свои персональные данные, и она знает, что именно я установил ее приложение. В приложении РСА всегда будет дополнительная авторизация, так как у них нет прямых отношений с человеком, скачивающим «Помощник ОСАГО», — пояснил Шукматов.
В РСА как раз сейчас разрабатывают Software Developer Kit (SDK), благодаря которому функционал «Помощника ОСАГО» можно будет интегрировать в приложения страховых компаний.
Кроме того, функционал «ДТП.Европротокол» и «Помощника ОСАГО» планируют объединить в одно приложение. «Известия» узнали, что достигнута принципиальная договоренность между Банком России и РСА.
— Оперативная реализация этих планов поможет потребителям разобраться в нюансах использования этой услуги, — рассказали в пресс-службе Банка России.
Если участники ДТП ошиблись при заполнении данных в приложении, им надлежит встретиться и перенести все обстоятельства ДТП на бумажный бланк, рассказал ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала.
— Главное, чтобы не было искажений информации. Все даты, участники, обстоятельства должны быть внесены без искажений действительности, чтобы не попасть под статью мошенничества в сфере страхования. В таком случае можно рассчитывать на выплату, так как обстоятельства ДТП подтверждаются и правильно отражены в том числе на бумажном носителе, — отметил Мацала.
Если отсутствует бумажное извещение о ДТП, оформленном через «ДТП.Европротокол», скорее всего, регрессных требований не избежать, считают специалисты ГК «Автоспеццентр».
— Единственный шанс оспорить их в суде — если извещение все-таки было отправлено, но позднее пяти дней с учетом праздников и выходных. Тут важно понимать, что по закону дается пять рабочих дней для этого, не считая официальных выходных и праздничных дней. Другими словами, если ДТП произошло в пятницу, страхователь вправе оповестить страховую компанию в период до следующей пятницы включительно», — рассказали в пресс-службе «Автоспеццентра».
Евгений Багдасаров