Официально Apple Pay начала работать в России 4 октября, но с некоторыми ограничениями: воспользоваться сервисом могли лишь держатели карт MasterCard, выпущенных Сбербанком. С середины ноября к Apple Pay смогли присоединиться и владельцы Visa. По данным Apple, сейчас в России с сервисом работает 14 финансовых организаций, включая Альфа-банк, «Русский стандарт», ВТБ24, «Открытие» и «Яндекс.Деньги».
Платежный сервис Samsung опередил Apple на неделю и запустился в конце сентября. Но пока Samsung Pay работает с семью банками и только с картами MasterCard.
Их мало, но они активны
По данным банков, работающих с сервисами Apple и Samsung, которые собрал и проанализировал РБК, доля пользователей бесконтактных платежей пока небольшая. По оценке МТС, на сегодня в России более 100 тыс. человек пользуются бесконтактными сервисами обеих систем. Для сравнения: по данным ЦБ, по состоянию на 1 июля 2016 года в России выпущено более 248 млн карт.
Среди клиентов ВТБ24 бесконтактными платежами Apple и Samsung пользуются в общей сложности 35 тыс. человек (это около 10% клиентов — владельцев устройств, поддерживающих эти сервисы). «Учитывая тот факт, что сервисы стали доступны совсем недавно, это очень хорошая цифра», — пояснили РБК в банке. До конца 2017 года ВТБ24 рассчитывает привлечь к системам 70 тыс. клиентов.
У банка «Санкт-Петербург» более 7 тыс. клиентов активировали Apple Pay, что составляет 15% от общего числа клиентов, использующих устройства Apple для входа в интернет-банк и мобильное приложение, рассказал РБК сотрудник банка.
В Райффайзенбанке этот показатель составляет около 1,5%, хотя по некоторым продуктам процент выше, уточняет представитель банка: среди кредитных карт самый высокий процент проникновения у MasterCard Austrian Airlines, среди дебетовых — у Afisha World Debit, около 10%. По прогнозу Райффайзенбанка, проникновение Apple Pay должно вырасти до 3,5% от всех пользователей к концу 2016 года, Samsung Pay — до 2%.
По словам директора по продуктам и проектам электронного бизнеса Альфа-банка Татьяны Ярмолы, первая тысяча пользователей Apple Pay подключилась всего за полчаса с момента запуска проекта банком. Точные данные по количеству клиентов в банке не раскрывают, отмечая лишь «положительную динамику» и «уже очень существенное проникновение».
Повседневные траты
По данным «Яндекс.Деньги», больше всего бесконтактных платежей — 87% — составляют покупки на сумму до 1 тыс. руб., 11% — от 1 тыс. до 5 тыс. руб., 2% — выше 5 тыс. руб. Средний чек сделки — 708 руб. Общий объем транзакций, совершенных клиентами банка «Санкт-Петербург» с помощью Apple Pay, составляет чуть менее 12 млн руб. при среднем чеке в 570–600 руб., уточнил представитель банка.
Оборот сервисов в ВТБ24 составляет около 100 млн руб. в неделю, «один активный клиент» банка тратит от 7 тыс. до 10 тыс. руб. за этот же период, а самая популярная сумма чека — 99 руб. При этом, отмечают в ВТБ24, более 40% всех операций с системой Apple сконцентрировано в Москве, с помощью Samsung Pay в столице совершается только четверть покупок.
Средний чек клиента Альфа-банка, подключившего Samsung Pay, составляет 1,2 тыс. руб.
Общий объем сделок Райффайзенбанка через платежный сервис Samsung составляет около 13 млн руб., через Apple Pay — около 77 млн руб. Средний чек по Apple Pay — «немного выше 1 тыс. руб.», Samsung Pay — около 900 руб., уточняют в банке.
В банке «Тинькофф» отказались предоставить данные об объеме транзакций и среднем чеке, но отметили, что «если поначалу многие используют Apple Pay для небольших транзакций, чтобы протестировать сервис, то далее по мере его использования величина транзакций и частота использования растет».
Бесконтактные платежи клиенты всех опрошенных РБК банков и сервисов совершают в основном в повседневной жизни — для оплаты в кафе, продуктовых магазинах, аптеках и на заправках. По данным «Яндекс.Деньги», системы использовались чаще всего для оплаты проезда в петербургском метро, для оплаты услуг Центральной пригородной пассажирской компании, в магазинах «Пятерочка», гипермаркетах «О'кей» и сети алкогольных магазинов «Красное & Белое».
По словам представителя МТС Дмитрия Солодовникова, Apple Pay используется в первую очередь для оплаты в интернете и приложениях, а также на кассах супермаркетов, которые оснащены Pay Pass. Необходимость наличия Pay Pass он назвал основным ограничением для развития технологии. «Еще одно [ограничение], справедливое и для Apple Pay, и для Samsung Pay, — отсутствие поддержки платежной системы Visa у большинства банков», — отметил он. Впрочем, источник РБК, близкий к МТС, рассказал, что такая поддержка должна появиться в декабре.
Екатерина Мархулия, Ирина Парфентьева, Анна Балашова