Издание «КоммерсантЪ» сообщило о коллективном иске от 20 покупателей устройств iPhone, Apple Watch, Mac, которые намерены получить компенсацию от компании Apple за причинение морального вреда. Истцы требуют выплатить им по 10 тыс.руб. каждому, а кроме того, уменьшить соразмерно стоимость товаров по причине неработающего приложения ApplePay. Размер компенсации за товар должен определиться с помощью судебной экспертизы. Информация о направленном коллективном иске к ООО «Эппл Рус» поступила «Ъ» от DestraLegal.ru. По их сведениям, иск был направлен в Пресненский районный суд столицы 26 апреля 2022 года.
Как поясняют юристы, устройства приобретались с нормально функционирующим сервисом, однако вследствие неправомерных действий компании, лишились возможности пользоваться программным обеспечением, что является недостатком в силу закона о защите прав потребителей.
Если говорить о платежных сервисах ApplePay и Google Pay, то они прекратили функционировать с российскими картами Visa и Mastercard еще в начале марта, в связи с началом спецоперации на Украине. С 24 марта ApplePay продолжила усугублять положение, ограничив возможность оплаты также и для карт платежной системы «Мир», при этом добавленные в приложение карты удалялись. Эксперты считают, что иск, поданный компании из-за её решения, выглядит странно, а шансы на удовлетворение такого иска малы, поскольку технически приложение доступно для российских пользователей, невозможной остается в нем только оплата картами российских банков. Так, например, в Индии, странах Юго-Восточной Азии, Африки и Ближнего Востока ApplePay недоступен, несмотря на официальные продажи продукции бренда.
В суде должны вынести решение о том, насколько обоснованным представляется поданный иск, учитывая, что требование уменьшить стоимость товара может предъявляться к продавцу, установившему конечную цену, а не к импортеру или непосредственному изготовителю.
В то же время юристы полагают, что в данном случае речь идет о нарушении изготовителем обязанности обеспечивать покупателю возможность использовать купленный на товар на протяжение всего обещанного производителем срока его эксплуатации, что предусмотрено законом о защите прав потребителей.
Также есть мнение, что суды сейчас в первую очередь оперируют понятиями «свой-чужой», что скорее склонит их в сторону защиты прав российских пользователей, нежели заставит встать на сторону ушедшего с рынка зарубежного поставщика.
Также юристы пояснили, что с технической стороной вопроса не должно возникнуть затруднений, несмотря на уход компании с российского рынка. Сама Apple по-прежнему существует как организация, её счета не закрыты, компания продолжает платить налоги, и её учредителей можно призвать к ответственности, в независимости от того, где они зарегистрированы.
Иск к Apple - уже не первый к покинувшим рынок зарубежным компаниям, поданный россиянами. Так, недавно был зарегистрирован коллективный иск к Netflix, в котором 20 истцов требуют 60 млн. руб. из-за их ухода сервиса с российского рынка. Если эти иски будут удовлетворены, то в дальнейшем судебная практика и прием обращений могут базироваться на этих двух прецедентах. Несмотря на то, что официально в России не прецедентная система права, на практике суды часто опираются на решения вышестоящих инстанций в случае возникновения споров. Также предполагается, что в дальнейшем это может создать почву для множества аналогичных исков – к иностранным производителям бытовой техники, электроники, автомобилей и другой продукции.