Банки оттягивают подключение к «СБПэй»

Несмотря на требования подключения к приложению для оплаты «СБПэй», многие банки, включая таких гигантов, как Сбербанк и Газпромбанк, пока еще не завершили подключение. Центробанк продолжает работу с банками, напоминая им о нарушении сроков, а также обещая принять «надзорные меры». Эксперты полагают, что дело в низкой заинтересованности кредитных организаций в новом сервисе, так как он уступает по прибыльности уже работающим карточным продуктам.

Издание «КоммерсантЪ» обратило внимание читателей на то, что банки, будучи обязаны подключиться к приложению для оплаты посредством СБП (системы быстрых платежей) – «СБПэй» – еще до 1 июля, продолжают тянуть с подключением. Несмотря на то, что уже более полутора сотен банков подключились к сервису, продолжают оставаться в стороне Альфа-банк, «Открытие», «Тинькофф-банк», а Сбербанк и Газпромбанк уже инициировали процедуру подключения, однако пока еще не завершили ее. По сведениям «Банки.ру», Сбербанк осуществляет подключение к «СБПэй» дольше 2 месяцев – в статусе стоит информация «банк подключается» уже с 30 июня. По закону, банкам может грозить в случае неподключения штраф – до 0,1% от размеров минимального уставного капитала.

Центробанк сообщает, что большая часть кредитных организаций уже внедрила возможность оплачивать услуги и товары через «СБПэй». В ЦБ уточнили, что времени на подключение банкам предоставляли вполне достаточно, более того, изначально предполагалось, что все банки обязаны подключиться к сервису до 1 апреля, но поскольку успевали осуществить это требование не все, им была предоставлена отсрочка еще на три месяца. 

В ЦБ пока не угрожают банкам, не выполнившим предписание, штрафами, однако рассчитывают, что в ближайшее время кредитные организации смогут устранить все препятствия, лежащие на пути подключения, и осуществят все доработки. Учитывая, что бизнес максимально заинтересован в снижении расходов по безналичным расчетам, в ЦБ готовы поддержать переход к «СБПэй», проводя работу с «отстающими», в том числе и применяя «надзорные меры», однако неизвестно, какие именно меры готов принимать регулятор.

Впрочем, ничего нового в данной ситуации нет. Когда сама система быстрых платежей была еще в новинку, и ЦБ установил срок подключения к ней до 1 октября 2019 года, Сбербанк также не выполнил данное требование. Впрочем, после получения предписания, а спустя несколько месяцев и выписанного штрафа, к маю 2020 года, Сбербанк всё же подключился к системе. Впрочем, отмечают в «Ъ», сейчас игнорировать требования по подключению отважилось уже значительно большее количество банков, с учетом того, что всего в России их 330.

По мнению экспертов, данная ситуация сложилась из-за того, что в банках сомневаются в возможности получения дохода от проведения операций с помощью СБП. Во-первых, на данный момент еще не повсеместно поддерживаются платежи через NFC, что является для крупных торговых точек с большой проходимостью весьма важным критерием – оплата по QR-коду, являющаяся альтернативой в случае отсутствия возможности заплатить через NFC, занимает значительно больше времени, и на кассах могут возникать очереди. Кроме того, клиенты также не получают существенных бонусов при смене вида оплаты, что является дополнительным сдерживающим фактором для подключения к системе.

Также эксперты отмечают, что популярность «СБПэй» пока не набирает больших оборотов по причине того, что банки длительное время инвестировали в развитие карточных продуктов, и теперь заинтересованы в том, чтобы получать доход именно с них. Новый же продукт требует дополнительных инвестиций, а прибыль от него пока сложно предсказать. Кроме того, комиссионные доходы от пластиковых карт в любом случае превышают даже гипотетически возможные от «СБПэй».

В таком случае, считают эксперты, банкам может быть просто неинтересно торопиться подключать новый сервис. В дальнейшем, когда объяснить длительные отсрочки техническими затруднениями будет сложно, банки либо всё же подключатся к системе, либо еще отдалят подключение, заплатив штраф, так как в отдельных случаях это может быть проще, чем вкладывать средства и время в продукт, коммерческая выгода от которого сомнительна. Также эксперты сомневаются, что «СБПэй» сможет повысить активность банковских клиентов, поскольку фактически одно только подключение к приложению не предполагает его дополнительной рекламы и продвижения. Более того, участники рынка делают предположения о том, что в случае, если «СБПэй» начнет перетягивать значимую часть операций на себя, крупные банки, осуществляющие эквайринг, могут поднять комиссии по карточным платежам.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Финансы

Ключевые слова: платежи, Система быстрых платежей, новости банков