С 1 декабря 2017 года МТС осуществило «необоснованное, резкое (с 0,68–0,75 руб. до 1,5 руб., то есть на 100–120% за одно сообщение) прямое увеличение стоимости СМС-сообщений для кредитных организаций»,— указано в письме (есть у “Ъ”), которое было направлено 22 декабря в ФАС Национальным советом финансового рынка (НСФР). К обращению НСФР присоединились 17 банков. Они жалуются на установление со стороны МТС «монопольно высокой цены товара» и просят ФАС «нарушение» устранить и зафиксировать тарифы, по которым работали клиенты операторов связи, по состоянию на ноябрь 2017 года. Глава НСФР Андрей Емелин подтвердил “Ъ” эту информацию и сообщил, что аналогичные обращения на днях будут направлены также в другие инстанции, а именно в Генпрокуратуру на имя главы ведомства Юрия Чайки, вице-премьеру Аркадию Дворковичу, в Госдуму и Минэкономики.
Список присоединившихся к письму банков есть у “Ъ”. Это «Ренессанс Кредит», «Восточный экспресс», ОТП, «Ак Барс», Росевробанк, Альфа-банк, «Юникредит», Райффайзенбанк, Росгосстрах-банк, банк «Уральский финансовый дом», Совкомбанк, Московский кредитный банк, НБД-банк, Азиатско-Тихоокеанский банк, Челябинвестбанк, Ситибанк, «Хоум Кредит». Также, по данным “Ъ”, к ним готов присоединиться Тинькофф-банк.
Повышение цены СМС с большой долей вероятности приведет к увеличению стоимости финансовых услуг для клиентов кредитных организаций, указывают банки в письме. Банки обязаны по закону информировать клиентов о совершении каждой операции с использованием электронных средств платежей, притом СМС остается основным способом (от 89% до 99% общего объема сообщений).
В МТС удивлены претензиями банков, считают свои действия обоснованными и нацеленными на борьбу с «нежелательными рассылками». «Мы ввели единую цену на уровне 1,5 руб. за СМС и отменили дифференцированную шкалу в размере 0,6; 0,75 и 1,15 руб. за СМС в зависимости от объема трафика»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе МТС. В компании перешли «на прямые единообразные договоры» с распространителями СМС, независимо от того, заключает ли абонент договор с сотрудником МТС или его представителем. Вводя единые цены, в МТС хотят обеспечить равные условия получения услуг СМС-рассылки.
В письме в ФАС также отмечается, что «косвенное увеличение стоимости СМС-сообщений для ряда банков» произошло для банков—клиентов «Вымпелкома» (бренд «Билайн»). Это связано с переходом с 1 декабря на отправление клиентам только кириллических сообщений. «В банках, осуществляющих рассылку СМС на основании прямых договоров с ПАО “Вымпелком”, отмена транслитерации приведет к росту затрат на отправку трансакционных сообщений на 100–200%»,— подсчитали авторы письма. Свои требования о направлении клиентам банков только кириллических СМС в «Вымпелкоме» объясняют «интересами абонентов», указывают банкиры в том же письме. В пресс-службе «Вымпелкома» отказались от комментариев.
В «МегаФоне» не комментируют, последуют ли примеру конкурентов. В «T2 Рус Холдинг» (бренд Tele2) сообщили “Ъ”, что цены на СМС для банков повышать не собираются.
Действия операторов — попытка компенсировать выпадающие доходы, в том числе от отмены роуминга внутри страны, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Операторам, по его словам, надо повысить ARPU (средняя выручка на одного пользователя). «Одна из форм, которую не все заметят,— это увеличение стоимости дополнительных услуг, например СМС-рассылок для корпоративных клиентов»,— говорит господин Либин. По его оценке, СМС в общей выручке операторов составляют менее 1%, то есть несколько миллиардов рублей в год. В банках признают, что их затраты на СМС некритичны: в не самом крупном банке они составляют около 800 млн руб. в год. «Но если данная цифра беспричинно повышается в ситуации, когда регулятор обязывает банки эти СМС отправлять, то причина возмущения очевидна»,— сказал руководитель одного из банков, подписавших письмо.
В ФАС в пятницу письмо еще не получили. «Если должной реакции со стороны ведомств не последует, мы намерены обратиться в суд»,— заключил Андрей Емелин.
Юлия Полякова, Владислав Новый