Операторы мобильной связи всё чаще жалуются в Роскомнадзор на самовольноое использование некоторыми абонентами специальных средств усиления сигнала — репитеров. Работа репитеров зачастую ухудшает качество связи для тех абонентов, которые не используют усиливающую аппаратуру. Проблему можно частично решить, если запретить продажу несертифицированных устройств этого типа, считают в надзорном ведомстве.
Количество жалоб мобильных операторов в Роскомнадзор на помехи от различных источников растет ежегодно. Частая причина этих помех — использование некоторыми абонентами специальных аппаратных средств для усиления сигнала мобильной связи — репитеров. По данным Роскомнадзора, в 2015 году в ведомство поступила 2871 жалоба такого рода, в 2016-м — 3746, а за восемь месяцев 2017 года — 3131.
Основными виновниками ухудшения качества связи в 2017 году стали репитеры. Если в прошлом году их доля в общем объеме жалоб составляла 36%, то в 2017-м — уже 54%: больше половины.
Сейчас репитеры достаточно широко распространены только в Москве и Московской области. Но если не принимать решительных мер по борьбе с ними, то эти устройства распространятся и в других регионах страны, — уверены во ФГУП «Радиочастотный центр».
Директор аналитической компании Telecom Daily Денис Кусков рассказал «Известиям», что одно из наиболее частых мест применения репитеров — городские бизнес-центры. В них мобильной связью одновременно пользуется очень большое количество абонентов, и нередко бетонные стены здания ослабляют сигнал расположенных снаружи базовых станций на 30% и более. Если администрация бизнес-центра договаривается с каждым оператором об установке дополнительных базовых станций, то внутри здания можно обеспечить нормальное покрытие. Но порой администрация не делает этого, и тогда компании — арендаторы площадей в бизнес-центре принимаются решать проблемы связи самостоятельно.
В Роскомнадзоре «Известиям» рассказали, что использование репитеров в России разрешено только в том случае, если они сертифицированы Россвязью, а их установку производят официальные операторы. Если же репитеры устанавливают сами абоненты, то чаще всего не соблюдаются технические нормы монтажа и эксплуатации подобных устройств. Из-за этого другие пользователи сети, находящиеся поблизости, испытывают немалые проблемы с качеством связи — вплоть до полной невозможности позвонить.
— Устройство подобного вида собственными помехами ухудшает радиоканал не только у абонента, который его использует, но и у других пользователей, которые разговаривают через окружающие репитер базовые станции, — рассказали «Известиям» в «Мегафоне». — А при использовании технологий 3G/4G репитер начинает влиять не только на покрытие, но и на емкость сети, существенно ее сокращая.
2 июня 2016 года вступил в силу закон № 161-ФЗ, который установил штрафы за использование несертифицированных средств связи, в том числе и репитеров. Для граждан этот штраф составляет от 3 до 5 тыс. рублей с конфискацией оборудования или без таковой. Для должностных лиц — от 15 до 30 тыс. рублей, для юридических — от 60 до 300 тыс. рублей.
Но зачастую пользователи даже не знают, что нарушают закон. Дело в том, что репитеры продаются совершенно свободно, в том числе несертифицированные. Их можно купить даже в салонах связи некоторых операторов.
В Роскомнадзоре работают над решением проблемы: обсуждается возможность запрета продажи несертифицированных репитеров. Кроме того, в Роскомнадзоре убеждены, что установкой устройств этого типа должны заниматься только операторы связи.
В «Мегафоне» тоже считают, что репитеры должны устанавливаться и применяться только под контролем оператора связи. При этом оператор должен иметь возможность дистанционного управления усиливающей аппаратурой — например, обладать правом выключить ее при необходимости. Правда, в «Мегафоне» отмечают, что репитеры, удовлетворяющие этому требованию, сопоставимы по цене с оборудованием базовых станций.
По мнению Дениса Кускова, поскольку репитеры — это специализированные средства связи, то было бы логично продавать их только через операторов.
— Пусть абоненты приходят за такими устройствами в офис оператора. Возможно, он сможет решить проблему качества связи в том или ином месте простым изменением угла наклона базовой станции, так что надобность в репитере вообще отпадет, — говорит Денис Кусков. — Если же решить проблему таким путем невозможно, то целесообразно было бы абоненту указывать, по какому адресу требуется установка устройства. После этого представитель оператора сможет подъехать и смонтировать сертифицированный репитер в полном соответствии с техническим регламентом.
В «Вымпелкоме», Tele2 и МТС оперативно не прокомментировали проблемы абонентов и операторов связи, вызванные использованием репитеров.
Владимир Зыков