Банки сообщили о неэффективном выполнении сотовыми операторами новых требований закона «О связи», направленных на борьбу с телефонным мошенничеством. Согласно изменениям в закон, которые вступили в силу 1 декабря 2021 года, они должны блокировать звонки, идущие из-за рубежа в Россию с подменных городских номеров.
«По факту это [блокировка] происходит не во всех случаях. За один декабрь мы собрали 370 тыс. обращений пользователей на подозрительные номера. Абсолютное большинство относится к подменным, это на 10% выше ноября. Мы передали их, для того чтобы усилить воздействие на наши телефонные компании, чтобы они все-таки реализовывали тот закон, который вступил в силу и действует», — рассказал на брифинге заместитель президента — председателя правления банка ВТБ Анатолий Печатников.
Проблему зафиксировали и в Росбанке. «С момента вступления в силу закона о блокировке операторами связи звонков, поступающих из-за рубежа с подменой номера телефона, мы не наблюдаем какого-либо существенного сокращения количества мошеннических звонков», — говорит директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов.
Почта Банк также не увидел снижения мошеннических телефонных звонков. «Со стороны операторов мобильной связи хотелось бы видеть более активные действия для блокировки таких номеров», — сказал РБК вице-президент, директор по безопасности Почта Банка Станислав Павлунин. По последним данным работы платформы для выявления мошеннических звонков Tinkoff Call Defender, в декабре 2021 года было на 50% больше звонков с подменных номеров, чем в сентябре 2021 года, сообщил представитель «Тинькофф».
У Газпромбанка поток таких звонков в январе 2022 года снизился по сравнению с аналогичными периодами 2020 и 2021 года, но не прекратился полностью, рассказал заместитель начальника департамента защиты информации Газпромбанка Алексей Плешков.
Основная проблема заключается в том, что чаще всего звонки с подменных номеров идут по специальным сервисам интернет-телефонии и попадают в российскую телефонную сеть благодаря недобросовестным операторам, самостоятельно подставляющим российский номер или предоставляющим такую возможность своим клиентам, объясняет Хренов. По словам Печатникова, определители, которые существуют сегодня на рынке, не позволяют выявить подменный номер, так как они работают с тем номером, который передается в канал сотовой связи.
Сейчас мошеннические звонки обычно позволяют совершать мелкие игроки, которых на рынке связи насчитывается более сотни. По словам источника РБК на рынке телекоммуникаций, звонки с подменных номеров проходят через нескольких фиксированных операторов и шифруются под звонки из России, поэтому крупным игрокам сложно выявить первоисточник звонка, понять, что используется подмена номера, и в итоге заблокировать его.
Проблема и в том, что злоумышленники используют все новые алгоритмы и технологии маскировки, говорит Плешков. Кроме того, многие банки сталкиваются с предложениями со стороны операторов контролировать и решать эту проблему за дополнительную плату, добавляет Павлунин.
В декабре Госдума приняла поправки, которые значительно увеличивают штрафы для операторов за пропуск звонков с подменных номеров, напоминает председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн: за каждый выявленный факт пропуска вызова с фальшивого номера должностные лица будут платить от 30 тыс. до 100 тыс. руб., лица в статусе ИП — от 200 тыс. до 800 тыс., а юридические лица — от 500 тыс. до 1 млн руб. Это сделает «более эффективной борьбу с киберпреступностью в целом и телефонным мошенничеством в частности», считает депутат.
Необходимо ввести более строгий контроль тех игроков рынка телекома, которые не исполняют закон, считает Печатников, поскольку «штрафы не оказывают необходимого воздействия». Как уточнили в пресс-службе ВТБ, банк в январе обратился с этим вопросом к ЦБ и вынес проблему на обсуждение на Национальном финансовом совете Банка России. ЦБ не ответил на запрос РБК.
«Важно, чтобы был внедрен эффективный механизм контроля исполнения требований законодательства и реализована практика применения наказаний за выявленные нарушения», — соглашается Иванов.
Штрафы за пропуск звонков и сообщений с подменных номеров для операторов связи были установлены лишь в конце 2021 года, поэтому практика по их применению в отношении операторов просто не успела сформироваться, рассказал управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Они могут нанести существенный ущерб финансовым показателям даже крупных операторов связи, считает юрист. Так как штрафы появились позже, чем требования закона вступили в силу, то мобильные игроки могли закрывать глаза на блокировку, рассуждает Федюкин: «В ближайшее время ситуация может сильно измениться, поскольку при таких штрафах закрывать глаза на подменные номера операторам будет очень накладно».
ВТБ также предлагает обеспечить идентификацию конечного владельца виртуального номера, чтобы минимизировать его использование мошенниками и создать реестр номеров со стороны юрлиц, которые нельзя использовать в качестве виртуальных, в первую очередь речь идет о номерах, принадлежащих государственным ведомствам и банкам.
Евгения Чернышова, Дарья Чебакова