Проведенный "Ъ" опрос топ-50 российских банков о повышении (или его перспективах) тарифов на SMS-уведомления клиентов в связи с подорожанием соответствующих услуг сотовых операторов дал неожиданный результат. Несмотря на то что большинство крупных участников рынка прогнозируют массовое увеличение издержек из-за новых тарифов на рассылку SMS, только два банка ("Уралсиб" и СМП-банк) из 50 опрошенных на данный момент планируют изменить тарифы по обслуживанию пластиковых карт. В "Уралсибе" стоимость подключаемой по желанию клиента услуги SMS-информирования для карт всех непремиальных категорий изменится в феврале с 30 до 49 руб. в месяц. В СМП-банке тарифы находятся в стадии разработки.
В ноябре—декабре прошлого года в рамках борьбы со спамом мобильные операторы "МегаФон", МТС и "Tele2 Россия" стали блокировать рассылку SMS с коротких и буквенно-символьных номеров. Под бойкотом оказались и сообщения банковской рассылки. Наряду с этим некоторые операторы обновили свои стандартные предложения по рассылке, в результате чего стоимость SMS-рассылок, в том числе и для банков, активно использующих этот инструмент коммуникации с клиентом, увеличилась. "МТС не повышала тарифы на SMS-рассылки банков",— говорит представитель компании Дмитрий Солодовников. Оператор в августе прошлого года снизил цены на SMS-рассылки для всех юридических лиц в среднем на 15%, добавляет он. Впрочем, речь не о повышении тарифов, а о замене одного продукта другим, более дорогим. Например, у "МегаФона" ежемесячная плата за отправку SMS-сообщений выросла с 2,4 тыс. до 2,85 тыс. руб. в месяц с включенным объемом сообщений 3 тыс. шт. и с 20 тыс. до 40 тыс. руб. за 50 тыс. сообщений. Гендиректор "МегаФона" Иван Таврин в интервью "Ъ" указывал, что блокировке подверглась рассылка с номеров тех банков, с которыми у сотового оператора не было прямых договоров. Таким образом, в частности, предпринималась попытка исправить диспропорцию в распределении прибыли от платы за сервис SMS-оповещения, которая доставалась главным образом банкам, и ответственности перед клиентом за спам, которая ложилась на оператора. "В крупных банках из топ-20 расходы могут составлять несколько десятков миллионов рублей в год",— прогнозирует зампред "Уралсиба" Илья Филатов.
Для банков обычной является практика перекладывания роста стоимости своих издержек и рисков на клиента (например, в форме повышения ставок по кредитам и т. д.). Однако в случае с SMS-рассылкой в абсолютном большинстве опрошенных "Ъ" банков заявили, что не планируют повышать тарифы. Впрочем, как оказалось, дело вовсе не в альтруизме. В ноябре прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала расследование законности методов борьбы сотовых операторов с SMS-спамом, в декабре Альфа-банк обратился в ФАС со своей жалобой на действия сотовых операторов. Решения службы пока нет, и во многих банках ждут именно его. "Мы рассматриваем вопрос о нашей реакции на изменение тарифной политики сотовых операторов, имея в виду прежде всего лояльное отношение к нашим клиентам, но окончательного решения нет. Ждем ответа ФАС",— заявил "Ъ" зампред Альфа-банка Владимир Сенин. "Ситуацией заинтересовалась ФАС. Так что мы надеемся, что нам все-таки удастся найти компромисс с операторами. Поэтому-то об изменении тарифов пока никто и не думает",— заявили "Ъ" в банке из топ-10.
Немаловажно, и что крупнейший игрок рынка — Сбербанк — только приступил к активным переговорам с операторами, продолжает собеседник "Ъ": "Возможно, его авторитета будет достаточно для изменения ситуации, так что пока ждем результатов". В Сбербанке в пятницу вечером не смогли прокомментировать информацию о переговорах с мобильными операторами.
Валерия Козлова, Анна Балашова