По тому, где сотовые операторы запустили свои тестовые зоны с бесплатным Wi-Fi в вагонах метро, можно с легкостью определить, где проложен излучающий кабель. Проект по обеспечению устойчивой непрерывной 3G-связи в перегонах Кольцевой линии с его помощью МТС завершил еще в конце 2009 года, на основе уже проделанной работы оставалось только оборудовать все составы, курсирующие на Кольцевой линии (180 вагонов) 3G/Wi-Fi-роутерами. Что же представляет из себя сам излучающий кабель? Фактически это длинная распределенная антенна, проложенная в самом тоннеле метро от БС на станции и создающая непрерывное радиопокрытие. В оплетке излучающего кабеля по всей его длине проделаны отверстия, являющиеся точками прохода сигнала. При этом используют как более дешевый медный гофрированный кабель, так и дорогой триаксиальный кабель нового поколения с повышенными излучающими и помехоустойчивыми характеристиками. Скорость доступа в рамках пилотного проекта МТС на сегодня составляет до 7,2 Мбит/с. Кроме того, МТС имеет Wi-Fi-точки доступа и на нескольких станциях и переходах, в том числе на ст. м. «Площадь революции», «Охотный ряд» и «Театральная».
«МТС обладает большой экспертизой в реализации комплексных проектов по обеспечению доступа в Интернет в общественном транспорте, и совместная работа МТС, департамента информационных технологий, департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и руководства Московского метрополитена позволила в кратчайшие сроки оборудовать 100 % поездов кольцевой линии метрополитена сетью Wi-Fi, – отметил директор МТС в Москве и Московской области Константин Марков. – Мы стремимся предоставить пользователям самые современные услуги связи там, где они востребованы. Я уверен, что пассажиры московского метро по достоинству оценят качество услуг МТС и смогут общаться в социальных сетях, оперативно решать рабочие вопросы, читать книги и новости онлайн».
В конце февраля 2012 года свой пилотный проект по Wi-Fi-доступу запустил столичный «Билайн», оборудовав 3G/Wi-Fi-роутерами два состава (16 вагонов), курсирующих на Сокольнической линии метро. Принципиально, что воспользоваться сервисом Wi-Fi от «Билайн» в метро могут абоненты всех операторов, имеющие устройства с Wi-Fi-адаптером. Так же, как и проект МТС, сеть Wi-Fi «Билайн» развернута на базе излучающего кабеля, проложенного в тоннелях и передающего сигнал 3G со скоростью до 20 Мбит/с. Сотовый оператор сообщает, что во время тестового периода услуга по Wi-Fi-доступу для всех абонентов будет бесплатна. Решение о дальнейших условиях предоставления сервиса и реализации доступа на других ветках будет приниматься уже руководством метрополитена. «Символично, что первой Wi-Fi-доступом мы оснащаем самую старую и самую красивую ветку метрополитена. Сокольническая линия соединяет станции, над которым расположены главные объекты культуры, образования, бизнес-центры. На этой ветке велика доля пассажиров с Wi-Fi-устройствами, уверен, что они по достоинству оценят новый сервис в московской подземке», – отметил вице-президент, директор московского филиала «ВымпелКома» («Билайн») Андрей Пятахин.
Что касается «МегаФона», то этот сотовый оператор также ведет работы по созданию тестовой зоны Wi-Fi на четырех перегонах метро. «Ведется строительство опытной зоны Wi-Fi в московской подземке на участке Серпуховско-Тимирязевской линии от ст. «Менделеевская» до ст. «Боровицкая», – рассказал директор департамента новых технологий и проектов столичного филиала «МегаФон» Денис Ирз.
Напомним, что, согласно заключению экспертов gtoday.ru, «МегаФон» покрыл 2G-связью 188 станций метрополитена, причем 3G-покрытие он обеспечил на 184 из них, что автоматически делает его лидером по этому показателю среди сотовых операторов «большой тройки». Что касается покрытия тоннелей, то излучающий кабель 3G проложен в 20 перегонах московского метрополитена. Если сравнить покрытие двух других операторов в метро, то, по данным gtoday.ru, МТС имеет 2G-покрытие 184 станций (75 из них с 3G), а «Билайн» – 185 и 67 (3G) соответственно. При этом лидером по 2G-покрытию тоннелей столичной подземки является «Билайн» со 160 перегонами (24 тоннеля с 3G), в то время как «МегаФон» обеспечил 2G-связью 32 перегона (20 из них с 3G), а МТС – 31 (2G) и 25 (3G) тоннелей соответственно.
Стоит отметить, что руководство Московского метрополитена примерно на треть повысила «входные» цены для сотовых операторов, что еще более затруднило прокладку излучающего кабеля в тоннелях метрополитена (стоимость самого оборудования вагонов роутерами 3G/Wi-Fi на этом фоне становится вообще незначительной). Еще один неприятный минус для первопроходцев – это то, что абоненты будут использовать сети Wi-Fi вместо платного пользования 3G. Вопрос по платному доступу встанет лишь тогда, когда «большой тройке» сотовых операторов удастся организовать сплошное непрерывное покрытие 3G на большей части перегонов столичной подземки, что, исходя из вышеописанного, произойдет нескоро. Кроме того, емкость подземных сетей 2G/3G заведомо ограничена, определенную скорость доступа (еще и достаточно высокую) в несущемся вагоне метро гарантировать тоже трудно, а за некачественный сервис вряд ли кто-то платить согласится. Все это делает проекты сотовых операторов по 3G/Wi-Fi-доступу в столичной подземке заведомо социальными.
Легче всего проект Wi-Fi-доступа в вагонах метро можно было бы организовать в Петербургском метрополитене, где Северо-Западный филиал «МегаФон» уже практически завершил масштабный проект по прокладке излучающих 3G-кабелей во всех его перегонах. Более того, планируется, что доступ к созданной инфраструктуре будет открыт и для других сотовых операторов Санкт-Петербурга (см. новость раздела «МегаФон Петербург связь в метро» от 5 мая 2011 г.).