Сегодня все абоненты (и частные лица, и компании), желающие воспользоваться услугой переноса номера в сети другого оператора связи, обязаны полностью погасить долги перед прежним оператором. В противном случае им будет отказано в MNP. Правила оказания услуг телефонной связи позволяют отключить абонента, если тот не погасит задолженность в течение 20 дней. Министерство связи считает, что государственные абоненты могут проигнорировать это правило — для переноса номеров госзаказчика хватит договора с новым оператором, победившим на торгах.
«Задолженность заказчика перед оператором-донором (старым оператором. — РБК) погашается заказчиком в соответствии с условиями договора, заключенного между заказчиком и оператором-донором», — говорится в тексте проекта правительственного постановления. Другими словами, урегулирование задолженности становится делом госзаказчика и его старого оператора и не влияет на процесс переноса номеров.
Сроки начала оказания услуг по перенесенным номерам для госзаказчиков также регламентироваться не будут. Точную дату клиент и его новый оператор вправе прописать в договоре самостоятельно. Единственное, что они должны будут учесть — девятидневный срок обновления базы данных перенесенных номеров, оператором которой назначен Центральный НИИ связи.
Операторы «большой тройки» в целом поддерживают инициативу Минкомсвязи. «Госзаказчики являются ответственными плательщиками, поэтому в их случае данный шаг вполне оправдан», — считает пресс-секретарь компании «МегаФон» Юлия Дорохина.
Тем не менее представитель компании МТС Дмитрий Солодовников отмечает, что в части проблемы переносимости номера при госзакупках одних поправок в подзаконный акт недостаточно. «Нужно гармонизировать закон «О связи» и законодательство о госзакупках — убрать противоречия, связанные с обязательным расторжением срочных договоров, которые мешают переносу номеров», — подчеркивает Солодовников.
Сегодня МТС в Москве обслуживает более 60% государственных учреждений, среди которых МИД, Следственный комитет, аппарат Госдумы, Минюст, Генпрокуратура, ФАС, Высший арбитражный суд, Минфин, а также Минпромторг.
У «МегаФона» в корпоративных госклиентах значится около 50 федеральных министерств и ведомств, среди которых Пенсионный фонд России, арбитражные суды и Федеральное казначейство.
«ВымпелКом» (бренд «Билайн») имена своих госзаказчиков не раскрывает, но пресс-секретарь компании Анна Айбашева уточнила, что за 2013 год оператору удалось увеличить число заключенных госконтрактов на 30%, а сумму выигранных тендеров — примерно на 50%.
Ранее операторы сталкивались со сложностями переноса номеров госзаказчиков (услуга оказывается с декабря прошлого года). В январе 2014 года «МегаФон» не смог перенести номера сенаторов Совета Федерации из сетей МТС. По утверждению оператора, конкурент намеренно не «отдавал» абонентов. МТС, со своей стороны, заявила, что «МегаФон» сам был технически не готов взаимодействовать через базу данных перенесенных номеров и его заявки были составлены некорректно.
Глава ФАС Игорь Артемьев, к которому обратился «МегаФон» с жалобой на конкурентов, впоследствии заявил, что проблему надо решать на системном уровне, совершенствуя нормативно-правовую базу.
Сегодня заявление на перенос своего номера в сети другого оператора связи, согласно данным Центрального НИИ связи, подали почти 160 тыс. абонентов, общее количество перенесенных номеров составило 68,7 тыс.
Евгений Красников