13 октября 2020 г. Банк России выпустил доклад для общественных консультаций "Цифровой рубль". В докладе сказано, что решение о выпуске цифрового рубля еще не принято, но, по мнению ЦБ, уже сейчас необходима активная проработка вопроса с экономической и технологической точек зрения.
Вчера, 21 января, состоялась дискуссия Ассоциации российских банков (АРБ) "Предварительные итоги общественных консультаций по докладу Банка России "Цифровой рубль", в ходе которой спикеры представили доклады, а эксперты обсудили проблемы внедрения цифровой валюты и цифрового рубля, в частности (ЦР).
Заведующий кафедрой "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС при Президенте РФ Константин Корищенко сказал о том, один из основных рисков внедрения цифровой валюты в том, что деньги перетекут с текущих счетов в банках в новую цифровую валюту. "Мы понимаем, что та страна, которая первая внедрит цифровую валюту, окажется под ударом. Ее банковская система будет ослаблена. Иными словами - цифровая валюта, это ограничение масштабов банковского бизнеса. С другой стороны, если задержаться с этим процессом, можно столкнуться с тем, что "первопроходцы" могут быстро получить преимущество, связанное с тем, что иностранные компании и граждане получат доступ к их цифровой валюте и активно будут ее использовать. То есть ждать тоже очень опасно. Не рассматривать в принципе вопрос введения цифровой валюты – это, мягко говоря, нерациональное поведение. По сути, мы попадаем в ситуацию, когда "вчера было рано, завтра будет поздно".
Константин Корищенко обратил внимание на то, что банки не нужны для посредничества между платящей и принимающей стороной. "Самым неудобным элементом системы быстрых платежей является наличие там банков.
Председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, главный научный сотрудник СПбГУ, научный руководитель Центра технологий распределенных реестров СПбГУ Виктор Достов согласился: в случае внедрения цифровой валюты необходимость во множестве банков отпадет - один банк может обслуживать всю страну. "Банки пугает уход наличного рубля. Поскольку наличные деньги – единственный инструмент, который полностью контролирует ЦБ. Безналичные деньги контролируют коммерческие банки, - рассказал Виктор Достов, - Банки пугаются потому, что введение такой системы напрямую отнимет у них часть доходов, комиссионных, например. Плюс банки потеряют ликвидность, часть средств перетечет в ЦР, и не понятно, из каких средств банк будет кредиты, например, выдавать. Мы четко понимаем, что ЦР не заместит никогда наличные деньги. А безналичные деньги уязвимы и, скорее всего, от них цифровой рубль отъест кусочек".
Виктор Достов отметил, что время пришло – пора решать. "Технология (как сейчас) с сотнями банков не живая. Я поддерживаю концепцию, что не надо спешить, и не вижу рисков опоздания, лучше посмотреть, как концепция работает на других. Будем менее эффективными, но зато не набьем шишек. Думаю, пилотные проекты будут проводить на физических лицах. Если эксперимент удастся, то перейдет на юридических лиц", - сказал Виктор Достов. Он подчеркнул, что пилотные проекты интересны, но ограниченный пилот не даст новых ответов – необходимо массовое внедрение.
В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ) признали выпуск ЦР рациональным шагом для развития денежного обращения и, в частности, платежных систем. Заведующая кафедрой, член диссертационного совета по экономике и финансам СПбГЭУ Светлана Янова удивилась: "Зачем тормозить и оберегать банки - пусть ищут другие пути для экономического развития. Я скажу непопулярную вещь, которую все критикуют: достоинство криптовалюты - прозрачность для пользователя. Мне кажется, что не надо ее масштабировать сейчас для всех операций, я как раз за пилотные проекты".
Виктор Достов отметил, что за внедрение ЦР заплатит население России. "Понятно, что это дорогая конструкция и на нее надо получить финансирование. Разговоры о том, что ЦР рубль будет бесплатный, что будут низкие транзакционные издержки и комиссии, скорее всего в пользу бедных. Потому что если по-честному, то ЦР должен самоокупаться, если не по-честному, то оплата конструкции будет из наших денег, из налогов: косвенно, все равно, поборы будут с населения. Это понятная вещь, но она нигде не декларируется: у всего есть прямая и косвенная себестоимость. Это, я считаю, не совсем правильно", - заявил Виктор Достов.
Константин Корищенко привел примеры попыток внедрения цифровой валюты в разных странах. Например, о том, что Швеция ведет проект по выпуску eKrona с 2016 г., но так и не "созрела" для перехода в практическую стадию. "Китай запустил пилот по цифровому юаню в 2020 г. и планирует выход на международный уровень в 2022 г. Китай может это позволить. Причина очевидна – банковская система Китая - государственная. Те потери, которые банки Китая при определенных сценариях будут нести за счет перехода на цифровой юань, государство может компенсировать, поддержав их ликвидность", - рассказал Константин Корищенко.
Эксперты выделили ряд проблем при введении ЦР. Директор Банковского института Высшей школы экономики Владимир Солодков считает, что при появлении ЦР исчезает конкуренция. "Коммерческие банки станут не нужны. Мы убиваем конкуренцию и создаем одного монополиста. И не понятно, какие новые сущности у цифрового рубля возникают в сравнении с наличными и безналичными рублями", - объяснил он. Также Владимир Солодков видит риск утечки данных: "В России торгуют базами данных: купить можно все что угодно. Если будет централизованная база, она уйдет на свободный рынок".
Академический директор Центра финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления Сколково Олег Шибанов не согласен с вопросом об исчезновении конкуренции: "Прямая конкуренция все равно возникает, вне зависимости от формата, который может быть для цифровой валюты, - говорит он. - Скорее всего, в российских реалиях эффекты на макроэкономические переменные будут более отрицательные, чем положительные. И влияние на макрофинансовую стабильность: скорее всего ЦР усложнит ведение операций. Общий взгляд макроэкономистов на цифровую валюту связан с тем, что влияние цифровой валюты будет на экономику неудачное, и, скорее всего, усложнит задачу роста экономики. Предпочтения людей цифровой валюты пока точно оценить сложно, но в ситуации такой инфраструктуры, как в России мы видим, что мало людей захотят пользоваться ЦР. Однако это предположение основано на ограниченных данных".
Константин Корищенко отметил еще один риск: "ЦБ дал ответ, что обмен цифрового рубля будет один к одному. В случае возникновения дефицита цифровых рублей (если ЦБ будет ограничивать объем их выпуска), мы получим множественность курсов: разную цену для одних и тех же денег".
Константин Корищенко, подводя итог встречи, резюмировал: "Процесс внедрения цифровых валют вряд ли можно повернуть вспять. Вопрос только в скорости. Мое мнение - это будет раньше, чем позже. И причиной тому будет та скорость, с которой Китай продвигает цифровой юань. Я твердо убежден, что цифровая валюта не сможет заменить фиатные деньги. Внедрение цифровых валют - часть общего процесса цифровизации всех сфер человека".
Однако по ощущению Виктора Достова собравшиеся на дискуссии обсуждали концепцию на игрушечной модели, а на самом деле все будет по-другому.
Юлия Мельникова