Поводом для разбирательств стала размещенная агентством «Медиа гуру» через сервис «Яндекс.Директ» реклама продажи билетов в петербургский театр им. В. Ф. Комиссаржевской на сайте teatrvfk.com. На данный момент антивирус определяет эту страницу как потенциально предоставляющую угрозу потери данных, тогда как официальный сайт театра имеет адрес в домене .RU – teatrvfk.ru. В контекстной рекламе, помимо этого, были указаны неполные сведения о продавце. С заявлением о пересмотре решения суда Яндекс обратился в суд 30 декабря – через две недели после назначения штрафа. Новое судебное заседание назначено на 24 февраля 2021 года.
По словам Анны Большаковой, руководителя группы антимонопольной практики консалтинговой фирмы Kulik & Partners Law.Economics, компанию «Яндекс» в последнее время стали все больше привлекать к ответственности за наполнение контекстной рекламы. Но этот случай оспаривания решения – один из немногих со стороны ИТ-гиганта.
Юристы объясняют, что рекламодатели не имеют доступа к сайту продавца, а ограничиваются публикацией гиперссылки на него. Поэтому рекламодатель не может автоматизированно отслеживать изменение наполнения сведений рекламируемого ресурса. С другой стороны, субъективно нельзя не согласиться с тем, что медиаресурс обязан контролировать распространяемый со своих страниц контент. Ведь с неприличными, а порой и мошенническими объявлениями в Сети сталкивался практически каждый.
У Федеральной антимонопольной службы РФ нет четкого определения ответственности за распространение ненадлежащей рекламы, так же как и у суда нет однозначной практики по разрешению подобных инцидентов. Так, в 2019 году Алтайское УФАС не признало компанию Яндекс распространителем контекстной рекламы из-за технического характера «Яндекс.Директ».
Это дело, по мнению юристов, может задать направление последующим разбирательствам и определить, будут ли рекламодатели в дальнейшем нести ответственность за содержание контекстной рекламы. Если системы контекстной рекламы признают ответственными, то «Яндекс», Google и Mail.ru Group будут часто штрафовать. Это может повлиять на систему проверки и размещения рекламы или на то, что компании будут учитывать возможные последствия в своей финансовой модели.
Напомним, в октябре мы писали о том, что в России вступил в силу закон о блокировке мобильных приложений с пиратским контентом. В рамках «пиратского меморандума» «Яндекс» удалил почти 4 млн пиратских ссылок.