Американская компания Trimble, занимающаяся разработкой ПО, оборудования и услуг для промышленности, объявила о прекращении поставок своих продуктов в Россию и Беларусь, а также сервисное обслуживание ранее поставленных систем. Официальное заявление было сделано 7 марта. Причиной ухода стали события в Украине.
Как заявила Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot, после того как Trimble объявила о прекращении поставок своих систем для российских агрохозяйств, она стала отключать сигналы по уже проданным в России машинам. Это привело к прекращению обслуживания GPS-систем позиционирования – важной части систем автономного управления сельхозтехникой.
Компания Trimble родом из Калифорнии. Она предлагает оборудование для различных отраслей промышленности: строительство, сельское хозяйство, работа с геопространственными данными, использование природных ресурсов и коммунальных услуг, транспорт и другие. Trimble занимается также разработкой аппаратного обеспечения приемников глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS), сканеров, лазерных дальномеров, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), инерциальных навигационных систем и средств обработки программного обеспечения.
Компания Cognitive Pilot работает в том же сегменте, что и Trimble. Теперь она выступает ее конкурентом в России и мире. В отличие от Trimble, чей автоматический подруливатель работает на базе GPS, решение Cognitive Agro Pilot для сельскохозяйственной техники выстроено на базе технологий искусственного интеллекта. Оно относится к новому технологическому поколению и обеспечивает более высокую эффективность.
GPS-подруливатели Trimble в прямом смысле «слепо» доверяют спутниковому сигналу. Это может грозить непреднамеренным наездом на перенесенную опору электропередач, случайно появившегося по ходу движения комбайна человека или любое непредвиденное препятствие. В противоположность этому умная ИИ-система Cognitive Agro Pilot видит окружающее ее поле как человек, «понимает» происходящие изменения и принимает решения, которые гарантируют безопасность для любых объектов на пути и элементов инфраструктуры.
Официальное заявление компании Trimble по поводу событий в Украине. Источник: Trimble.
Родительская компания Cognitive Technologies занимается искусственным интеллектом уже около 30 лет. ИИ для беспилотного транспорта она начала разрабатывать с 2012 года. Он получил воплощение в ряде продуктов - системах автономного управления сельскохозяйственной техникой (Cognitive Agro Pilot), железнодорожным транспортом (Cognitive Rail Pilot), трамваями (Cognitive Tram Pilot), а также инновационных сенсоров для беспилотных транспортных средств.
В 2019 году Сбербанк России и Cognitive Technologies создали «дочку» Cognitive Pilot для активного продвижения беспилотных технологий в России и мире.
Компания имеет подразделения и партнерскую сеть в США, Канаде, странах Евросоюза и Латинской Америки.
Технологии Cognitive Pilot неоднократно отмечались высокими наградами на профессиональных международных форумах и премиях, в числе которых премия AI Russia Awards, AgTechBreaktrough Awards, Tech.AD Berlin и др.
Ее новая система Cognitive Agro Pilot анализирует поступающие с видеокамеры изображения и, используя нейронную сеть глубокого обучения, определяет типы и положения объектов по ходу движения. Это позволяет строить траектории движения комбайна и передавать команды для выполнения маневров.
Система способна обнаруживать и отслеживать положение кромки скошенной культуры, валков, рядков культур, обнаруживать зону окончания поля, препятствия, технику, людей и животных.
Захват кромки комбайна при управлении Cognitive Agro Pilot стабильно составляет не более 10 см. Это избавляет от лишних проходов и потерь топлива. Система объезжает препятствия в автоматическом режиме и останавливается при малейшей угрозе столкновения с другой техникой, людьми и препятствиями.
В ноябре 2021 года компанией Cognitive Pilot был анонсирован совместный проект с Петербургским тракторным заводом на выпуск 10 000 автономных тракторов.
В марте-апреле этого года компания Cognitive успешно завершила натурные испытания Cognitive Agro Pilot. Со слов Усковой, новая система получилась «намного умнее и круче систем Trimble.
Как сообщила Ускова, Cognitive Pilot еще в прошлом году запустила процесс полного замещения импортных комплектующих для своих систем на отечественных и мировых рынках. Еще до пандемии компания открыла производство начинки для беспилотников, разместив заказы в Томске (Россия), а не в Китае или на Тайване.
«Сейчас мы срочно наращиваем производственные мощности в Томске», - сообщила Ускова. Компания продолжает принимать заказы от клиентов, и в настоящее время «можно сделать предварительный заказ на системы для тракторов на середину июня». В качестве стимулирующей меры Cognitive Technologies предлагает 6% скидку.
В то же время риски у проекта еще сохраняются. Они связаны прежде всего с использованием навигации для уже установленных систем, где применяется геонавигационная система GPS. В сложившейся ситуации Cognitive Pilot может перейти на поддержку альтернативных систем, прежде всего ГЛОНАСС. Более того, Gognitive Pilot планирует развивать направление, которое дополняет возможности GPS или ГЛОНАСС.
К этому направлению сейчас проявляются интерес не только в России, но и во всем мире. Речь идет о развитии систем топологической навигации с использованием визуально-инерциальной технологии SLAM – метода построения или перестройки карты с одновременным контролем текущего местоположения и пройденного пути. Такие системы позволяют применять автономные системы без GPS-навигации.
Другой риск, с которым также может столкнуться Cognitive Technologies – это аппаратная поддержка ИИ. В настоящее время компания использует решение от NVIDIA. В планах Cognitive Technologies – переход на отечественные решения, имеющие соответствующий задел. Такие продукты уже имеются в России.
Кроме того, Cognitive Technologies участвует в крупнейшей акселерационной программе NVIDIA Inception с конца октября 2021 года. В рамках этой инициативы компания собирается продвигать свои решения в области ИИ на международных рынках. Эта программа открывает возможность работы с партнерской сетью NVIDIA в США и странах Южной Америки.
Одной из задач развития Cognitive Pilot, как и заявляют в компании, является сделать «все, от чипа до полностью собранного агробота, из деталей отечественного производства».