Дата-центры прорвались в регионы

Лидером на рынке коммерческих дата-центров стала компания "МегаФон", на чью долю приходится 13,2% суммарной площади коммерческих ЦОДов (центров обработки данных) России. К такому выводу пришли аналитики J’son & Partners Consulting. В десятку лидеров, впрочем, не вошли "Яндекс" и "Ростелеком" - в силу некоммерческого характера использования выделяемых под ЦОДы площадей.

По оценкам J’son & Partners Consulting, к концу 2011 г. суммарная площадь коммерческих ЦОДов увеличится до 70,2 тыс. кв.м - в I квартале 2007 г. этот показатель составлял 12,9 тыс. кв.м. При этом выручка от использования ЦОДов выросла с $199 млн в 2007 г. до $316 млн в 2010 г. В текущем году, по оценке компании, она может достигнуть $654,5 млн. Правда, это оптимистический прогноз, пессимистический - $481 млн.

Возглавил десятку самых оборотистых российских владельцев ЦОДов ОАО "МегаФон", имеющее ЦОДы в Москве, Казани, Краснодаре, Ставрополе, Новосибирске, Томске, Петербурге, Мурманске, Самаре, Екатеринбурге и Хабаровске. В десятку также вошли Linxtelecom, "Селектел", BSTelecom, DataSpace, "Ай-Теко", ГК "Стек", DataLin, ISG, "Мастерхост" - почти все из них располагают основными площадями в Москве или Петербурге.

Основу "парка" ЦОДов "МегаФона" составляют центры, построенные компанией "Синтеррра" еще до ее поглощения "МегаФоном". По оценкам пресс-службы "Синтерры", в распоряжении "МегаФона" сейчас находится около 7 тыс. кв.м коммерческих площадей, используемых под ЦОДы, еще примерно 1 тыс. кв.м компания использует для своих нужд. Пресс-служба "МегаФона" уточняет, что мощности ЦОДов объединившихся "Синтерры" и "МегаФона" изначально планировалось использовать совместно, поэтому сейчас невозможно сказать определенно, какая часть в каких ЦОДах отдана под собственные нужды компании, а какая - на извлечение коммерческой прибыли.

Примечательно, что в исследовании J’son & Partners не учтены владельцы крупнейших площадей, используемых под ЦОДы, - "Яндекс" и "Ростелеком", несмотря на то что среди факторов роста рынка ЦОДов аналитики отмечают как развитие масштабных интернет-проектов и сервисов, требующих большого объема приближенного к потребителю трафика, так и электронные госуслуги, поддержкой которых занимается "Ростелеком".

"Мы, в общем, и не участвовали в этом исследовании, хотя и слышали про него, - утверждает пресс-служба ОАО "Ростелеком". - Но с выводами о том, что одним из факторов развития сети ЦОДов в России станет именно госзаказ, включая госуслуги и Государственную автоматизированную систему "Выборы", мы полностью согласны. Собственно, сейчас уже так и происходит".

"Действительно, с развитием рынка контента возрастает потребность в ЦОДах, и в западных странах игроки прибегают либо к строительству собственных ЦОДов, либо к использованию услуг сервисов типа CDN, - говорит ведущий консультант J’son & Partners Consulting Владимир Карпенко. - Очевидно, что в России мало кто из игроков готов строить собственные ЦОДы, а CDN-сетей, по сути, нет. Таким образом, игроки вынуждены будут арендовать больше площадей на региональных площадках".

"Мы всегда стараемся размещать серверное оборудование ближе к пользователям, - соглашается директор по развитию "Яндекса" в регионах Александр Ларьяновский, - чтобы увеличивать скорость доступа к нашим сервисам, в том числе таким трафикоемким, как "Карты" или "Народ", и снижать стоимость доступа к ним для пользователей. Но для этого не обязательно строить свои дата-центры. Наша программа "Локальная сеть", которая решает эти задачи, подразумевает установку нашего оборудования в точках обмена трафиком, чтобы местные провайдеры могли забирать данные быстрее. Сегодня наши серверы стоят на Украине, в Киеве, и в крупных городах всех федеральных округов России".

По мнению Владимира Карпенко, то количество серверной инфраструктуры, которое имеется в распоряжении "Ростелекома", является недостаточным для оказания всего спектра запланированных услуг, в том числе и услуг электронного правительства: "Очевидно, что в некоторых регионах нашей необъятной родины "Ростелекому" будет выгоднее арендовать ЦОДы у сторонних компаний". Именно поэтому госпрограммы были отмечены компанией в качестве одного из факторов, который будет стимулировать развитие коммерческих ЦОДов.

"Фокус рынка сейчас направлен в сторону интеграционных услуг: виртуализация, облачные технологии, - передает слова маркетинговых специалистов "МегаФона" пресс-служба "Синтерры". - Именно в это сторону устремлены сейчас взоры клиентов, и в ближайшее время можно ожидать взрывного спроса на подобные услуги".

АЛЕКСЕЙ РЕРИХ

Тематики: Фиксированная связь, Интеграция

Ключевые слова: ЦОД, дата-центр