Число пользователей международного роуминга среди абонентов МТС и «Вымпелком» в мае и июне 2015 года сократилось на 20% в сравнении с аналогичным периодом 2014 года, сообщили портал «МТС/Медиа» и представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Количество абонентов «Мегафона» в международном роуминге в мае текущего года снизилось на 19% по отношению к маю 2014-го, рассказала пресс-секретарь оператора Алия Бекетова (статистику за июнь «Мегафон» не предоставил).
При этом операторы «большой тройки» зафиксировали рост числа пользователей во внутрироссийском роуминге: у абонентов МТС этот показатель вырос на 7%, у «Вымпелкома» — на 12% (за май—июнь), у «Мегафона» на 6% (в мае).
Помимо снижения самого числа абонентов в зарубежных поездках, операторы отметили стремление россиян экономить при выездах за границу. Так, абоненты МТС стали меньше пользоваться услугами голосовой связи и реже отправляли SMS, объем исходящих сообщений снизился на 33%, а голосового трафика — на 31% (по сравнению с аналогичным периодом 2014 года). Абоненты «Вымпелкома» в международном роуминге в мае и июне также меньше общались «голосом» и реже отправляли сообщения, заявила Айбашева, не уточнив динамику.
В поездках по России, напротив, наблюдается рост потребления всех доступных типов услуг связи. К примеру, у МТС объем отправленных SMS в мае и июне 2015 года вырос на 7%, а голосового трафика — на 15%, рассказал представитель оператора. «Мегафон» и «Вымпелком» аналогичных данных не дали.
Падение доходов операторов от предоставления роуминговых услуг продолжается около года, рассуждает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. По его прогнозам, за 2015 год это падение составит не менее 30%. В абсолютных цифрах это падение посчитать сложно. Генеральный директор «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов оценивает долю выручки «большой тройки», которая пришлась на роуминг в 1 квартале 2015 года, примерно в 7%. Тогда получается, выручка МТС от роуминга могла составить около 6,3 млрд руб., «Мегафона» — около 5 млрд руб., «Вымпелкома» — около 4,6 млрд руб. Во 2 квартале доля роуминговой выручки незначительно сократится, несмотря на то что обычно в туристический сезон она растет, говорит Анкилов.
Сокращение российского турпотока на всех ключевых направлениях было зафиксировано еще в минувшем зимнем сезоне. К примеру, в январе 2015 года Египет, самое массовое зимнее направление, посетили, по данным местного статистического агентства, 176,2 тыс. россиян, что на 20% меньше, чем годом ранее. Снижение российского турпотока в Германию в январе составило 28%, в Австрию — 27%, а в Таиланд — и вовсе 45%.
Падение турпотока наблюдалось и в последующие месяцы. Уже доступна избранная статистика зарубежных статистических служб за май. В этом месяце Турцию, самое популярное у россиян летнее направление, посетили 501,2 тыс. человек, что на 28% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. В Испании в мае падение достигло 30%, на Кипре — 20%, в Болгарии — 28%.
«На европейских направлениях спад будет на 40–50%, на дальних направлениях в целом по всему году — минимум 50–60%, если до зимы не произойдет масштабных улучшений в экономике, — прогнозировал в апреле в интервью РБК председатель совета директоров Coral Travel Джошкун Юрт. — В летнем сезоне по Египту мы ожидаем падения на 10–15%, по Турции — где-то 20%».
По итогам июня-начала июля по всем направлениям спрос снизился на 25-28%, оценивает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее мнению, лучше всего сейчас ситуация на египетском направлении, где больший выбор бюджетных туров: поток снизился примерно на 7-10%. Относительно благополучным может считаться и Кипр, где летом спрос снизился на 10-15%. По Турции падение сейчас оценивается в 25%, по Греции — в 20-25%, по Испании и Болгарии — в 30%, констатирует Ломидзе.
Ирина Юзбекова, Сергей Соболев