О том, что министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров направил в Белый дом проект доклада президенту по обеспечению бесперебойной работы ПРТС общего пользования на автодорогах, "Ъ" рассказал источник в аппарате правительства. "Это было сделано в рамках исполнения поручений Владимира Путина по итогам заседания Госсовета (состоялся 8 октября 2014 года.— "Ъ")",— добавил он. Напомним, что перечень поручений президент подписал 12 ноября 2014 года (пункт 5в относится к обеспечению функционирования ПРТС), ответственным за исполнение поручения значится Дмитрий Медведев, срок — первый квартал 2015 года.
В документе, с которым удалось ознакомиться "Ъ", приводятся данные о функционировании ПРТС на дорогах федерального значения с литерами М (связывают Москву со столицами других государств и административными центрами РФ), А (соединяют административные центры РФ) и Р (открывают доступ к крупнейшим транспортным узлам). При их общей протяженности 50 749 км подвижной связью не обеспечено около 1930 км пути.
"Выполнение полного цикла работ по строительству объектов связи на дорогах с литерой М для обеспечения их электроэнергией по постоянной схеме займет от двух до трех лет",— указывается в письме. Признается также, что строительство подобных объектов является "коммерчески непривлекательными, а в ряде случаев — нерентабельными". В качестве выхода предлагается использовать государственно-частное партнерство, выделив на эти цели из федерального бюджета 4,2 млрд руб. Для дорог с литерами А и Р использования подобной схемы обойдется дороже — для строительства технологических дорог к станциям и обеспечения их электричеством потребуется от 10 млрд до 15 млрд руб.
С дорогами муниципального и регионального значения ситуация значительно хуже: ПРТС не обеспечены участки суммарной протяженностью 121 тыс. км (при общей протяженности дорог 504 тыс. км). Только для обследования радиопокрытия этих участков потребуется 1-2 млрд руб., а сами работы продлятся больше года. "Совокупные затраты из федерального бюджета на обеспечение вновь построенных объектов связи энергетикой, а также на строительство технологических дорог к ним составят около 330 млрд руб.",— сообщает Дмитрий Медведев, оценивая ежегодные операционные затраты на эксплуатацию объектов связи в 13,5 млрд руб.
Бюджет на 2015-й и плановые 2016-2017 годы ассигнования на обустройство автодорог ПРТС не учитывает: в документе говорится, что выделение средств без сокращения бюджета иных программ "в нынешней ситуации не представляется возможным". В этой связи премьер предлагает проработать вопрос о применении многофункциональной низкоорбитальной спутниковой системы "Гонец" (ее аппараты обеспечивают связь в удаленных регионах России) для передачи данных в систему ЭРА-ГЛОНАСС (используется в целях повышения безопасности на транспорте, передавая экстренный сигнал об авариях). Источник "Ъ" в правительстве говорит, что этот вопрос прорабатывается Роскосмосом, Минтрансом и Минкомсвязи: "Нужно будет состыковать две системы на уровне терминалов, софта и создать аппаратно-программный комплекс".
"Для всех низкоорбитальных спутниковых систем связи транспортный рынок является наиболее емким, поэтому мы уделяем работе с Минтрансом особое внимание,— заявил "Ъ" президент компании "Гонец" Дмитрий Баканов.— Надеемся, что в ближайшее время пройдут все организационно-технические мероприятия по определению нового облика системы, поскольку нам необходимо значительно увеличивать ее пропускную способность".
Представитель Минкомсвязи Екатерина Осадчая заявила "Ъ", что министр Никифоров ежеквартально докладывает Дмитрию Медведеву о ходе проекта по обеспечению покрытия мобильной связи вдоль автодорог. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова от комментариев отказалась.
Владислав Новый, Иван Сафронов