Спутник "Экспресс-АМ6" был запущен с космодрома Байконур 21 октября прошлого года. 22 октября оператор пуска – ГКНПЦ им. М.В. Хруничева – отрапортовал об успешном выводе аппарата: "Космический аппарат "Экспресс-АМ6" отделился от разгонного блока "Бриз-М" на целевой орбите. В расчетное время орбитальный блок в составе разгонного блока и космического аппарата отделился от третьей ступени ракеты-носителя и продолжил автономный полет".
Однако 28 октября американский эксперт в сфере космоса Джонатан МакДауэлл сообщил, что "Экспресс-АМ6" находится на нерасчетной орбите, которая имела иное наклонение и перигей на 2492 км ниже расчетного значения. Тогда из неофициальных источников выяснилось, что проблема была связана с нештатной работой разгонного блока "Бриз-М".
Публично этот факт был признан в России лишь на прошлой неделе, когда производитель спутника – ОАО "Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева" (ИСС) – официально сообщил: "При запуске, состоявшемся 21 октября 2014 года, космический аппарат был выведен на нерасчетную орбиту, параметры которой имели значительные отклонения по высоте, наклонению и эксцентриситету".
Запуск спутника "Экспресс-АМ6", как и его предшественника "Экспресс-АМ5", имел уникальную особенность. Если до них все российские космические аппараты (кроме тяжелого спутника "Ямал-402") выводились сразу в плановую позицию на геостационарной орбите, но эти два спутника отделялись от разгонного блока на промежуточной орбите, откуда своим ходом, с помощью электродвигательных установок, в течение нескольких месяцев перемещались в целевую точку. Причиной столь необычной для России схемы запуска стала высокая масса каждого из двух спутников, составляющая около 3400 кг. Ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" способна вывести на геостационарную орбиту лишь около 3000 кг полезного груза.
"Специалисты ИСС обеспечили довыведение спутника в заданную точку после запуска за счет ресурсов его электродвигательных установок. В ходе довыведения была проведена основная программа летных испытаний модуля служебных систем космического аппарата", - говорится в сообщении ИСС. В пятницу ComNews не удалось получить комментарии от пресс-службы ИСС.
По словам начальника отдела по связям с общественностью ГПКС Дениса Сухорукова, испытания полезной нагрузки спутника "Экспресс-АМ6" в позиции 50,45º в.д. начались 10 марта. По опыту летных испытаний "Экспресс-АМ5", они продлятся около полутора месяцев. В дальнейшем космический аппарат "Экспресс-АМ6" будет перемещен в орбитальную позицию 53º в.д., где и будет введен в эксплуатацию, сказал Денис Сухоруков. "Ориентировочно это должно произойти в первой половине мая нынешнего года", - уточнил Денис Сухоруков.
Денис Сухоруков подчеркнул, что довыведение спутника никак не отразилось на его характеристиках. Ранее генеральный директор ИСС Николай Тестоедов заявлял в интервью агентству "Интерфакс", что довыведение не скажется на 15-летнем гарантированном сроке активного существования "Экспресс-АМ6". Этот показатель определяется, в первую очередь, запасом на борту аппарата ксенона, необходимого для коррекции орбиты в течение 15 лет, добавил Николай Тестоедов.
"Экспресс-АМ6" мы сделали чуть более легким, чем его предшественник - "Экспресс-АМ5". Поэтому для сохранения единой для этих аппаратов баллистической схемы выведения и чтобы "не пересчитывать" адаптацию под носитель, мы просто заправили большее количество топлива в баки двигательной установки спутника. Это как раз то количество топлива, которое, еще и с запасом, обеспечило довыведение спутника в нужную точку орбиты", - пояснял Николай Тестоедов.
Это уже не первый случай, когда спутник не сразу вышел на запланированную геопереходную орбиту. Так нештатная ситуация при запуске "Ямала-402" (его масса - 5250 кг) 8 декабря 2012 г. возникла из-за разгонного блока "Бриз-М", который не довел аппарат до запланированной геопереходной орбиты. В результате спутник добирался до плановой орбитальной позиции с помощью включений апогейного двигателя. Потребовалось в общей сложности четыре импульса двигателя, что привело к незапланированному расходу топлива и небольшому сокращению срока службы спутника.
По словам генерального директора группы компаний AltegroSky Сергея Пехтерева, в отличие от ситуации с "Ямалом-402", при выводе "Экспресса-АМ6" двигательная установка самого разгонного блока "Бриз-М" отработала штатно. Но были погрешности в системе разгонного блока, отвечающей за навигацию и расчет орбиты, в результате он был выведен менее точно, чем запущенный за год до этого "Экспресс -АМ5", добавил Сергей Пехтерев.
"Поэтому плановое довыведение на электрореактивных двигателях в случае АМ5 заняло меньше времени (менее 3 месяцев) чем планировалось изначально, а в случае АМ6 больше. Естественно, для заказчика в лице ГПКС эта ситуация с длительным довыведением менее привлекательна. Но не из-за перерасхода ксенона, который является рабочим телом для электрореактивных двигателей, а в связи с тем, что ГПКС потеряет доходы за 2-3 месяца , начав предоставлять услуги позже", - резюмировал Сергей Пехтерев в беседе с репортером ComNews.
Телекоммуникационный космический аппарат "Экспресс-АМ6" создан специалистами ИСС по заказу ГПКС, а поставщиком полезной нагрузки для него выступила канадская корпорация MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd. (MDA). Он предназначен для предоставления услуг цифрового телевидения, телефонии, видеоконференций, VSAT-сети, доступа в Интернет, передачи данных для пользователей европейской части России и Западной Сибири, стран Центральной Европы и Ближнего Востока.
Мощность спутника – 14 кВт, срок активного существования – 15 лет, точка стояния – 53° в.д. На нем установлено 14 транспондеров C-диапазона, 44 – Ku-диапазона, 12 – Ka-диапазона и два – L-диапазона. Общий ресурс транспондеров - более 2700 МГц. Аппарат застрахован компанией "Ингосстрах" на 5,5 млрд руб. Как уточнил в пятницу ComNews представитель "Ингосстраха" в связи с довыведением спутника "Экспресс-АМ6" сумма страховки не изменилась, поскольку это не страховой случай.
Андрей Федосеев