Разработкой документа занимались Минкомсвязь и Банк России совместно с «Ростелекомом», против, по данным источников “Ъ”, выступали Минфин и Сбербанк. На создание системы будет потрачено 3,1 млрд руб. внебюджетных средств до 2021 года. Как заявляют авторы документа, возможность автоматизированного получения данных о гражданах и организациях через «единое окно» выгодна бизнесу и снижает его риски, государству позволит сократить бюрократию, а гражданам обеспечит комфорт при получении государственных и частных цифровых услуг (развитию их рынка также должен способствовать запуск ЦПГ). Первым пилотным проектом для ЦПГ станет сервис по выдаче кредитов, который запустят до конца года.
Инфраструктура профиля будет состоять из системы идентификации (на основе Единой системы идентификации и аутентификации, ЕСИА, а в некоторых случаях — Единой биометрической системы), записей реестров ведомств, распределенной структуры данных, содержащей ссылки на эти записи, и сервиса по управлению согласиями, позволяющего гражданину давать и отзывать разрешения на обработку своих персональных данных. При этом синхронизация ЕСИА и ГИС изменит сам принцип взаимодействия граждан с властями и компаниями — пользователю больше не нужно будет вводить данные о себе для последующей проверки по базам ведомств, они будут загружаться автоматически. Реализация ссылочной системы, в свою очередь, потребует перехода всех госорганов—поставщиков данных на реестровую модель (когда юридической значимостью обладает запись в реестре, а не бумажное свидетельство) — идея давно лоббируется Минэкономики и закреплена нацпроектом «Цифровая экономика». Архитектура ЦПГ будет привязана к создающейся Национальной системе управления данными (НСУД) «в рамках правил, нормативных правовых ограничений, а также разработанной НСУД модели».
Разработчики исходят из того, что физлицо вправе свободно распоряжаться доступом к своим данным, а их использование и передача могут происходить только с его согласия. Наиболее востребованные данные (такие как копии документов личного хранения) будут храниться непосредственно в ЦПГ, а остальные — в ГИС, где они создаются. Само же «цифровое согласие» (или его отзыв) также станет юридически значимой реестровой записью и будет предоставляться как разово, так и на определенный срок.
Коммерческим организациям ЦПГ даст возможности получать и обновлять данные о клиентах — в первую очередь это нужно финансовым организациям, обязанным актуализировать персональные данные клиентов, негосударственным пенсионным фондам, страховым компаниям, а также тем, кому важна идентификация клиента (операторам связи и др.). Для коммерческих потребителей доступ будет платным — тарифы и порядок определит правительство.
С точки же зрения госуслуг ЦПГ должен способствовать переходу от модели услуг по запросу к обработке жизненных ситуаций, так называемым суперсервисам. Это должен обеспечить аналитический сервис для проактивных услуг — так, после регистрации в реестре ЗАГС сведений о рождении ребенка все остальные процедуры (выплаты, запись в детский сад, получение ОМС и СНИЛС, регистрация по месту жительства) будут запускаться автоматически с согласия гражданина.
Надежда Краснушкина