В начале недели, 7 марта, российские приложения ЯRUS и TenChat попали в топ-10 наиболее скачиваемых соцсетей на платформе iOS в России. Это следует из данных data.ai (до недавнего времени — App Annie). По состоянию на четверг, 10 марта, TenChat занимало уже второе место в категории соцсетей, обогнав приложения «ВКонтакте» и WhatsApp, а ЯRUS — пятое. На первом месте был мессенджер Telegram. В общем рейтинге приложений они занимали 14-е и 32-е места соответственно.
На платформе Android ЯRUS вошло в десятку наиболее скачиваемых соцсетей 3 марта, а спустя неделю занимало второе место и 12-е среди всех приложений. TenChat было на 13-м месте среди соцсетей.
Приложение ЯRUS было запущено в пилотном режиме год назад, но начало активно развиваться с января этого года, рассказал РБК представитель компании «Ай Ти Сервис» (разработчики платформы). По его словам, проект запустился и существует при поддержке «частных инвесторов» (кто именно, он не раскрывает). «Мы развиваем сервисы, заменяющие YouTube, Tik-Tok, Twitter и Instagram в одном приложении. Собираем новости с нескольких тысяч источников, разработали собственную систему подбора информации по интересам. Сейчас на платформе зарегистрировано более двух миллионов пользователей, с 25 февраля пиковое количество скачиваний в день превышало 120 тыс. Возраст пользователей от 25 до 45 лет, но с каждым днем аудитория расширяется», — утверждает собеседник РБК. В сервисе нет рекламы, и за счет чего он будет зарабатывать, представитель разработчика не уточнил. Пользователи могут донатить создателям контента специальные монеты соцсети, которые те могут обменять на деньги. В качестве оператора в политике обработки персональных данных указано петербургское АО «Диалог», принадлежащее некоему Антону Гринько.
Приложение TenChat является официальным мессенджером «Всероссийского бизнес центра» — финансового маркетплейса для предпринимателей и резидента «Сколково». ООО «ТенЧат» было зарегистрировано в июне 2021 года и, по данным СПАРК, принадлежит ВБЦ. По словам представителя «ТенЧат», их приложение изначально позиционировалось как альтернатива заблокированной в России соцсети профессиональных контактов LinkedIn. «Помимо этого мы вдохновлялись архитектурой китайского супераппа (приложение, которое объединяет в себе несколько функций. — РБК) WeChat», — рассказал он. По словам представителя, сейчас у TenChat более 300 тыс. зарегистрированных пользователей, к концу весны он ожидает роста аудитории до «нескольких миллионов активных пользователей». В «ТенЧат» отметили, что изначально планировали активный запуск сервиса на июнь, но «были вынуждены форсировать запуск с учетом новостного фона», в связи с чем функционал пока реализован не полностью. На данный момент монетизация в сервисе не предусмотрена, в дальнейшем разработчики планируют брать комиссию за наем персонала через приложение, размещение рекламы и др.
После того как 24 февраля Россия начала специальную военную операцию на Украине, в России была сначала замедлена скорость, а потом и полностью заблокирован доступ к Facebook. Это произошло из-за того, что соцсеть ограничивала аккаунты российских СМИ. Аналогичные претензии Роскомнадзор предъявил TikTok и YouTube, но ограничений в их отношении пока не ввел. С марта 2021 года Роскомнадзор замедляет скорость доступа к Twitter.
Сейчас люди в растерянности, ищут, куда «приткнуться» после ограничений работы Facebook в России и в основном переходят в Telegram и «ВКонтакте», отметил в беседе с РБК создатель LiveInternet Герман Клименко. Некоторых в сложившихся условиях, по его мнению, могут привлечь новые предложения особенно с учетом того, что многие пользователи не умеют устанавливать VPN. Кроме того, ЯRUS в последние недели активно рекламировался в TikTok. В то же время Клименко считает, что увлечение этими сервисами может быть «временной модой». Он напомнил, как весной 2020 года аудиторию резко начала набирать Clubhouse — соцсеть, основанная на голосовом общении, но затем популярность так же быстро упала. «Вопрос в том, насколько новым соцсетям удастся удержать аудиторию. TenChat предлагает поиск работы, но это ниша сервиса HeadHunter, который туда никого не пустит. А, например, ЯRUS предлагает видеоконтент. При этом важно учитывать, что соцсеть — это бесконечная череда серверов, которые крайне необходимы для видеоконтента, а сейчас поставок «железа» нет, ЯRUS однозначно столкнется с отсутствием оборудования», — рассуждает Клименко.
Наиболее популярной соцсетью в России уже многие годы остается отечественная «ВКонтакте». Как пояснил РБК представитель этой соцсети, за последние две недели они увидели резкий рост активности пользователей: ежедневной аудитории, просмотров ленты, видео и клипов. По мнению аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова, пока рано делать выводы о том, что новые соцсети могут потеснить самые известные площадки в России — «ВКонтакте» и «Одноклассники». Он отметил, что высокие показатели роста новых ЯRUS и TenChat могут объясняться тем, что рост идет с низкой базы. «Станут ли они конкурентными или нет, пока непонятно. С другой стороны, значительную часть аудитории «ВКонтакте» и «Одноклассники» уже аккумулировали, поэтому потенциал их роста уже ограничен. Куда более важную роль сейчас будет играть такой показатель, как время, проведенное в соцсетях, — по нему можно сделать вывод о предпочтениях россиян», — считает Владимир Беспалов.
Руководитель направления по привлечению пользователей Zorka.Agency Карина Васюкевич дополнила, что месяц назад на первом месте среди самых скачиваемых приложений соцсетей для Android было приложение Yappy — российский аналог TikTok, созданный «Газпром-Медиа», однако сейчас оно не представлено в рейтингах. Она отметила, что число скачиваний новых соцсетей значительно проигрывает росту популярности сервисов VPN. «То есть аудитория Рунета ищет запасные варианты для коммуникации в Сети, но все еще надеется использовать привычные социальные сети через VPN», — заключила Васюкевич.
В начале марта VPN-сервисы возглавили рейтинги наиболее скачиваемых приложений в России и до сих пор сохраняют лидерские позиции.
Екатерина Ясакова