Египетский спутник EgyptSat 2, изготовленный в рамках межгосударственного контракта королёвской РКК «Энергия», отказал на орбите, проработав штатно меньше года с момента запуска. По словам собеседника «Известий» в «Энергии», управление аппаратом было потеряно 14 апреля, после чего египетские специалисты обратились за помощью к российским коллегам, и теперь они совместными усилиями пытаются наладить связь с аппаратом.
EgyptSat 2 — спутник дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) с высоким пространственным разрешением: до 1 м в панхроматическом (черно-белом) режиме и до 4 м — в мультиспектральном. Космические аппараты с такими возможностями часто называют спутниками-шпионами, хотя официально аппарат приобретался Национальным управлением дистанционного зондирования и космической науки Египта (National Authority for Remote Sensing and Space Sciences, NARSS) для наблюдения за природными явлениями и профилактики стихийных бедствий.
Стоимость контракта по созданию спутника, наземной инфраструктуры управления им и обучению персонала составляла $40 млн. Аппарат был успешно запущен 16 апреля 2014 года с Байконура. Потом в течение трех месяцев проводилось его довыведение на круговую рабочую орбиту высотой 700 км с использованием бортовой электроракетной двигательной установки. Всё прошло штатно, российские специалисты провели летные испытания аппарата и в январе 2015 года передали аппарат на управление NARSS. Стороны остались довольны сотрудничеством — представители «Энергии» заявляли в СМИ, что уже ведут переговоры c NARSS о создании следующего EgyptSat.
Заявленный срок активного существования EgyptSat — 11 лет. По словам источника в «Энергии», пока списывать аппарат рано — его сейчас пытаются реанимировать, перезагрузив бортовой компьютер. Впрочем, «спасательная операция» длится уже неделю и пока результатов не дает. Собеседник «Известий» высказал предположение, что потеря управления над космическим аппаратом могла стать результатом действий персонала, осуществлявшего управление спутником.
Главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин допускает, что проблемы с EgyptSat могли быть обусловлены человеческим фактором.
— Такие случаи бывали в том числе и у нас — когда неправильные команды с Земли приводили к потере аппарата, — говорит Маринин. — Истину тут можно установить: берется телеметрия и изучается — какие команды давались на спутник, какая от него приходила информация.
В РКК «Энергия» от комментариев отказались, как и в Роскосмосе.
— На мой взгляд, каждый производитель должен специализироваться на чем-то конкретном, у РКК «Энергия» никогда не было компетенций в плане производства спутников ДЗЗ, — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент российской Академии космонавтики имени Циолковского. — Это только кажется, что всё просто: купил всё, что нужно, интегрировал — и вперед. На самом деле всё гораздо сложнее. Очень надеюсь, что времена, когда все крупные ракетно-космические предприятия у нас пытались заниматься всем, уходят в историю.
Комментариев в NARSS получить не удалось.
Иван Чеберко