"Экспресс-АМ6" начал постигать коммерцию
ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) запустило в коммерческую эксплуатацию спутник "Экспресс-АМ6", который занимает орбитальную позицию 53° в.д. и покрывает территории России, Европы, Ближнего Востока, Африки и Азии. До этого момента в данной позиции работал космический аппарат "Экспресс-АМ22", который в конце июля ГПКС планирует запустить в коммерческую эксплуатацию уже в новой точке стояния - 80° в.д.Как уточнил ComNews начальник отдела по связям с общественностью ГПКС Денис Сухоруков, загрузка спутника "Экспресс-АМ6" новыми клиентами уже началась. По его словам, с 24 апреля предприятие приступает к предоставлению ресурса спутника "Экспресс-АМ6" для горячего резервирования трансляций пакета федеральных программ на зону "В" (Урал и Сибирь), тем самым будет обеспечена повышенная надежность общероссийского вещания и в дни празднования Победы в Великой Отечественной войне.
До сих пор в позиции 53° в.д. работал космический аппарат "Экспресс-АМ22". "Перевод загрузки со спутника "Экспресс-АМ22" (емкость 24 транспондера, загрузка 90%) на "Экспресс-АМ6" по утвержденному плану-графику начнется 12 мая нынешнего года", - сказал Денис Сухоруков. "Загрузка спутника "Экспресс-АМ6" (с учетом новых клиентов и перевода загрузки с космического аппарата "Экспресс-АМ22") составляет около 70%. При этом ГПКС работает над формированием клиентской базы для работы в плановом Ku- диапазоне частот", - добавил представитель ГПКС.
По его словам, перевод спутника "Экспресс-АМ22" начнется после перехода всех клиентов с него на "Экспресс-АМ6". "Мы рассчитываем, что космический аппарат "Экспресс-АМ22" в орбитальной позиции 80° в.д. будет доступен в конце июля нынешнего года", - пояснил Денис Сухоруков.
После запуска "Экспресс-АМ6" в коммерческую эксплуатацию орбитальная группировка ГПКС насчитывает 11 спутников (в том числе 7 спутников серии "Экспресс-АМ" и два аппарата непосредственного вещания серии "Экспресс-АТ"). "Ввод в эксплуатацию "Экспресс-АМ6" прошел в полном соответствии с графиком и прогнозами экспертов. Развитие российской группировки не только повышает надежность всей системы, но и позволяет стране сохранять орбитальные позиции", - отметил руководитель Федерального агентства связи (Россвязь) Олег Духовницкий.
Спутник "Экспресс-АМ6" был запущен с космодрома Байконур 21 октября прошлого года. 22 октября оператор пуска - ГКНПЦ им. М.В.Хруничева - отрапортовал об успешном выводе аппарата: "Космический аппарат "Экспресс-АМ6" отделился от разгонного блока "Бриз-М" на целевой орбите. В расчетное время орбитальный блок в составе разгонного блока и космического аппарата отделился от третьей ступени ракеты-носителя и продолжил автономный полет". Как тогда сообщила пресс-служба Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, после завершения летных испытаний и проверки всех бортовых систем космический аппарат будет введен в эксплуатацию до конца I квартала 2015 г.
Однако 28 октября американский эксперт в сфере космоса Джонатан МакДауэлл сообщил, что "Экспресс-АМ6" находится на нерасчетной орбите, которая имела иное наклонение и перигей на 2492 км ниже расчетного значения. Тогда из неофициальных источников выяснилось, что проблема была связана с нештатной работой разгонного блока "Бриз-М".
Публично этот факт был признан в России лишь в марте нынешнего года, когда производитель спутника - ОАО "Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева" (ИСС) - официально сообщил: "При запуске, состоявшемся 21 октября 2014 г., космический аппарат был выведен на нерасчетную орбиту, параметры которой имели значительные отклонения по высоте, наклонению и эксцентриситету". ИСС пришлось довыводить спутник до точки 50,45º в.д., где были проведены летные испытания полезной нагрузки космического аппарата. После них ГПКС планировало перевести спутник "Экспресс-АМ6" в заданную позицию 53º в.д. и начать его коммерческую эксплуатацию в первой половине мая нынешнего года.
Денис Сухоруков не назвал сумму, в которую ГПКС оценивает недополученную прибыль от незапланированного изменения сроков ввода спутника "Экспресс-АМ6" в коммерческую эксплуатацию.
"Значительная часть клиентов для "Экспресс -АМ6" будет переведена с "Экспресс АМ22", и в этой части ГПКС практически не потеряет доходы. Также есть часть транспондеров, например с плановыми частотами, для которых нужно искать клиентов с "нуля" и тут задержка уже чувствительна, - отметил в беседе с ComNews генеральный директор AltegroSky Сергей Пехтерев. - Учитывая, что для каждого частотного диапазона и позиции есть своя цена, то дать прогноз потерь весьма затруднительно и их размер может колебаться от 70 до 200 млн руб. в зависимости от количества уже заключенных ГПКС контрактов на емкость".
Перевод спутника "Экспресс-АМ22" в точку 80° в.д. призван помочь ГПКС сохранить эту важнейшую для России орбитальную позицию. Проблемы в ней начались в июне 2008 г., когда впервые забарахлил находившийся в данной позиции космический аппарат "Экспресс-АМ2". В декабре 2008 г. страховая компания "Ингосстрах" признала его частичную гибель (полностью спутник прекратил работу летом 2010 г.). В феврале 2009 г. в точку 80° в.д. успешно стартовал малый спутник "Экспресс-МД1" (производства ГКНПЦ им. М.В. Хруничева), однако летом 2013 г. на этом аппарате произошла авария, и в августе того же года ГПКС вывело "Экспресс-МД1" на орбиту захоронения.
В августе 2011 г. в точку 80° в.д. был направлен новый спутник "Экспресс-АМ4", полностью созданный французской фирмой Astrium, но из-за ошибки в работе разгонного блока он оказался на нерасчетной орбите. Через две недели после запуска ГПКС объявило, что использовать "Экспресс-АМ4" по целевому назначению невозможно. В мае 2014 г. при запуске в позицию 80° в.д. погиб спутник "Экспресс-АМ4R", который Airbus Defence and Space (бывший Astrium) создал на замену "Экспресс-АМ4". После той аварии Минкомсвязи сообщило: "Министерство совместно с Россвязью и ГПКС разрабатывает меры, направленные на минимизацию возможных негативных последствий для отрасли спутниковой связи и вещания и обеспечение защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации в точке 80° в.д.".
К моменту, когда "Экспресс-АМ22" должен достичь орбитальной позиции 80° в.д., она будет пустовать уже два года, притом что на каждую точку геостационарной орбиты в Международный союз электросвязи стоит длинная очередь. Менеджер одного из российских предприятий ракетно-космической отрасли напомнил, что 12-летний срок активного существования "Экспресс-АМ22", запущенного в декабре 2003 г., в конце текущего года истечет. "Если на "Экспресс-АМ22" возникнут неполадки, проблема защиты точки 80° в.д. встанет с новой остротой", - рассуждает он.
Близкий к Минкомсвязи источник сообщил ComNews, что в министерстве прорабатывался вопрос временной постановки в позицию 80° в.д. спутника "Ямал-300К", располагавшегося всего в 10 градусах восточнее. Владелец этого спутника - ОАО "Газпром космические системы" - был готов разместить его в точке 80° в.д. до момента прихода туда нового космического аппарата ГПКС. "Однако ГПКС отвергло это предложение, сочтя его посягательством на свой орбитально-частотный ресурс", - говорит источник. В итоге компания "Газпром космические системы" 15 апреля начала перевод борта "Ямал-300К" из позиции 90º в.д. в точку 183º в.д.
Андрей Федосеев
Как уточнил ComNews начальник отдела по связям с общественностью ГПКС Денис Сухоруков, загрузка спутника "Экспресс-АМ6" новыми клиентами уже началась. По его словам, с 24 апреля предприятие приступает к предоставлению ресурса спутника "Экспресс-АМ6" для горячего резервирования трансляций пакета федеральных программ на зону "В" (Урал и Сибирь), тем самым будет обеспечена повышенная надежность общероссийского вещания и в дни празднования Победы в Великой Отечественной войне.
До сих пор в позиции 53° в.д. работал космический аппарат "Экспресс-АМ22". "Перевод загрузки со спутника "Экспресс-АМ22" (емкость 24 транспондера, загрузка 90%) на "Экспресс-АМ6" по утвержденному плану-графику начнется 12 мая нынешнего года", - сказал Денис Сухоруков. "Загрузка спутника "Экспресс-АМ6" (с учетом новых клиентов и перевода загрузки с космического аппарата "Экспресс-АМ22") составляет около 70%. При этом ГПКС работает над формированием клиентской базы для работы в плановом Ku- диапазоне частот", - добавил представитель ГПКС.
По его словам, перевод спутника "Экспресс-АМ22" начнется после перехода всех клиентов с него на "Экспресс-АМ6". "Мы рассчитываем, что космический аппарат "Экспресс-АМ22" в орбитальной позиции 80° в.д. будет доступен в конце июля нынешнего года", - пояснил Денис Сухоруков.
После запуска "Экспресс-АМ6" в коммерческую эксплуатацию орбитальная группировка ГПКС насчитывает 11 спутников (в том числе 7 спутников серии "Экспресс-АМ" и два аппарата непосредственного вещания серии "Экспресс-АТ"). "Ввод в эксплуатацию "Экспресс-АМ6" прошел в полном соответствии с графиком и прогнозами экспертов. Развитие российской группировки не только повышает надежность всей системы, но и позволяет стране сохранять орбитальные позиции", - отметил руководитель Федерального агентства связи (Россвязь) Олег Духовницкий.
Спутник "Экспресс-АМ6" был запущен с космодрома Байконур 21 октября прошлого года. 22 октября оператор пуска - ГКНПЦ им. М.В.Хруничева - отрапортовал об успешном выводе аппарата: "Космический аппарат "Экспресс-АМ6" отделился от разгонного блока "Бриз-М" на целевой орбите. В расчетное время орбитальный блок в составе разгонного блока и космического аппарата отделился от третьей ступени ракеты-носителя и продолжил автономный полет". Как тогда сообщила пресс-служба Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, после завершения летных испытаний и проверки всех бортовых систем космический аппарат будет введен в эксплуатацию до конца I квартала 2015 г.
Однако 28 октября американский эксперт в сфере космоса Джонатан МакДауэлл сообщил, что "Экспресс-АМ6" находится на нерасчетной орбите, которая имела иное наклонение и перигей на 2492 км ниже расчетного значения. Тогда из неофициальных источников выяснилось, что проблема была связана с нештатной работой разгонного блока "Бриз-М".
Публично этот факт был признан в России лишь в марте нынешнего года, когда производитель спутника - ОАО "Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева" (ИСС) - официально сообщил: "При запуске, состоявшемся 21 октября 2014 г., космический аппарат был выведен на нерасчетную орбиту, параметры которой имели значительные отклонения по высоте, наклонению и эксцентриситету". ИСС пришлось довыводить спутник до точки 50,45º в.д., где были проведены летные испытания полезной нагрузки космического аппарата. После них ГПКС планировало перевести спутник "Экспресс-АМ6" в заданную позицию 53º в.д. и начать его коммерческую эксплуатацию в первой половине мая нынешнего года.
Денис Сухоруков не назвал сумму, в которую ГПКС оценивает недополученную прибыль от незапланированного изменения сроков ввода спутника "Экспресс-АМ6" в коммерческую эксплуатацию.
"Значительная часть клиентов для "Экспресс -АМ6" будет переведена с "Экспресс АМ22", и в этой части ГПКС практически не потеряет доходы. Также есть часть транспондеров, например с плановыми частотами, для которых нужно искать клиентов с "нуля" и тут задержка уже чувствительна, - отметил в беседе с ComNews генеральный директор AltegroSky Сергей Пехтерев. - Учитывая, что для каждого частотного диапазона и позиции есть своя цена, то дать прогноз потерь весьма затруднительно и их размер может колебаться от 70 до 200 млн руб. в зависимости от количества уже заключенных ГПКС контрактов на емкость".
Перевод спутника "Экспресс-АМ22" в точку 80° в.д. призван помочь ГПКС сохранить эту важнейшую для России орбитальную позицию. Проблемы в ней начались в июне 2008 г., когда впервые забарахлил находившийся в данной позиции космический аппарат "Экспресс-АМ2". В декабре 2008 г. страховая компания "Ингосстрах" признала его частичную гибель (полностью спутник прекратил работу летом 2010 г.). В феврале 2009 г. в точку 80° в.д. успешно стартовал малый спутник "Экспресс-МД1" (производства ГКНПЦ им. М.В. Хруничева), однако летом 2013 г. на этом аппарате произошла авария, и в августе того же года ГПКС вывело "Экспресс-МД1" на орбиту захоронения.
В августе 2011 г. в точку 80° в.д. был направлен новый спутник "Экспресс-АМ4", полностью созданный французской фирмой Astrium, но из-за ошибки в работе разгонного блока он оказался на нерасчетной орбите. Через две недели после запуска ГПКС объявило, что использовать "Экспресс-АМ4" по целевому назначению невозможно. В мае 2014 г. при запуске в позицию 80° в.д. погиб спутник "Экспресс-АМ4R", который Airbus Defence and Space (бывший Astrium) создал на замену "Экспресс-АМ4". После той аварии Минкомсвязи сообщило: "Министерство совместно с Россвязью и ГПКС разрабатывает меры, направленные на минимизацию возможных негативных последствий для отрасли спутниковой связи и вещания и обеспечение защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации в точке 80° в.д.".
К моменту, когда "Экспресс-АМ22" должен достичь орбитальной позиции 80° в.д., она будет пустовать уже два года, притом что на каждую точку геостационарной орбиты в Международный союз электросвязи стоит длинная очередь. Менеджер одного из российских предприятий ракетно-космической отрасли напомнил, что 12-летний срок активного существования "Экспресс-АМ22", запущенного в декабре 2003 г., в конце текущего года истечет. "Если на "Экспресс-АМ22" возникнут неполадки, проблема защиты точки 80° в.д. встанет с новой остротой", - рассуждает он.
Близкий к Минкомсвязи источник сообщил ComNews, что в министерстве прорабатывался вопрос временной постановки в позицию 80° в.д. спутника "Ямал-300К", располагавшегося всего в 10 градусах восточнее. Владелец этого спутника - ОАО "Газпром космические системы" - был готов разместить его в точке 80° в.д. до момента прихода туда нового космического аппарата ГПКС. "Однако ГПКС отвергло это предложение, сочтя его посягательством на свой орбитально-частотный ресурс", - говорит источник. В итоге компания "Газпром космические системы" 15 апреля начала перевод борта "Ямал-300К" из позиции 90º в.д. в точку 183º в.д.
Андрей Федосеев
Автор:
Александр Абрамов.
Тематики:
Фиксированная связь, Оборудование
Ключевые слова:
спутниковая связь