О том, что бывший министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров собирает пул инвесторов для приобретения доли в компании OneWeb, РБК рассказали несколько собеседников на рынке телекоммуникаций. По словам двух из них, речь идет о покупке 12,5% OneWeb. Еще один собеседник РБК знает, что Никифоров начал формировать пул инвесторов прошлой осенью и рассчитывал закрыть сделку до конца 2018 года. Сразу несколько собеседников РБК назвали идентичный список тех, кому Никифоров предлагал инвестировать: в частности, приглашение в пул поступило основному владельцу АФК «Система» Владимиру Евтушенкову, совладельцу USM Алишеру Усманову, совладельцу НОВАТЭКа Леониду Михельсону, крупнейшему акционеру «Норникеля» Владимиру Потанину и совладельцу Альфа-банка Петру Авену.
Почему именно Никифоров, покинувший пост министра в мае прошлого года, формирует пул инвесторов, собеседники РБК не уточняют. Единственная версия, озвученная одним из них, — во время работы главой Минкомсвязи Никифоров «близко познакомился с проектом и поверил в его перспективы».
Николай Никифоров отказался от комментариев.
Отвечая на вопрос РБК, Леонид Михельсон сказал, что знает об этом проекте, однако обратил внимание на то, что «есть «Сибур», есть НОВАТЭК (Михельсон крупнейший акционер обеих компаний — РБК). Мне близок только этот бизнес, и только им я занимаюсь». Совладелец АФК «Система» Владимир Евтушенков подтвердил РБК, что ему также предлагали поучаствовать в этом проекте. «Мы пока воздержались», — сказал он.
Получить комментарии Авена и Усманова не удалось. Гендиректор «ЮэСэМ Менеджмент» Иван Стрешинский отметил, что холдинг не является участником проекта. Представитель Потанина от комментариев отказался.
В конце 2018 года агентство Reuters со ссылкой на несколько источников сообщило, что OneWeb предложила властям России 12,5-процентную долю в компании в обмен на необходимые ей разрешения для работы на территории страны. Однако эту информацию опровергли как в OneWeb, так и представители российских властей.
OneWeb была основана бывшим сотрудником Google Грегом Уилером. Проект ставит своей целью обеспечить высокоскоростной доступ к интернету на территории всей планеты к 2027 году. Для этого предполагается создать орбитальную группировку из 900 спутников. Проект привлек более $1,7 млрд инвестиций от Airbus Group, Bharti, Coca-Cola, Hughes, Intelsat, Virgin Group Ричарда Брэнсона, Qualcomm, MDA, Grupo Salinas, а также SoftBank.
Последний раунд инвестиций состоялся в конце 2016 года: японская SoftBank Group инвестировала в компанию $1 млрд, еще $200 млн вложили уже вошедшие в проект на тот момент инвесторы. Как писала The Wall Street Journal, SoftBank стал крупнейшим акционером OneWeb с долей почти 40%. Таким образом, стоимость всей компании на момент сделки могла оцениваться в $2,5 млрд.
Представитель OneWeb не ответил на вопросы РБК на момент публикации.
Возможность легальной работы в России OneWeb пока находится под вопросом. В 2017 году OneWeb зарегистрировала в стране ООО «УанВеб», 40% которого получила структура «Роскосмоса» — «Спутниковая система «Гонец». В рамках сотрудничества «Роскосмос» также предоставит OneWeb российскую ракету-носитель «Союз» для запуска ее спутников с космодрома Куру (Гвианский космический центр во Французской Гвиане), с Байконура и Восточного.
В том же году «УанВеб» подала заявку на получение частот в Государственную комиссию по радиочастотам (отвечает за распределение этого ресурса в России), чтобы иметь возможность организовать на территории страны станцию сопряжения, которая будет «раздавать» интернет на Земле. Однако частоты компании до сих пор не выделили.
В российском правительстве разделились мнения о целесообразности легализации проекта в стране. Против этого выступает Федеральная служба безопасности (ФСБ), считая, что проект может представлять угрозу национальной безопасности. «Гарантии, что система спутниковой связи не носит разведывательного характера и не сможет нанести ущерб интересам личности и общества Российской Федерации, носят в большей степени декларативный характер и не могут быть достоверно проверены российской стороной», — цитировало агентство Reuters слова представителя ФСБ Владимира Садовникова. ФСБ видела угрозу и в том, что OneWeb может стать монополистом в предоставлении доступа к интернету в отдаленных регионах России.
Однако глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в интервью РБК говорил, что госкорпорация продолжает дискуссию о будущем OneWeb в правительстве и считает, что имеет «достаточно аргументов в пользу этого проекта». В «Роскосмосе» считают, что проект будет реализован вне зависимости от того, решит ли в нем участвовать Россия, но лучше, чтобы это произошло при участии нашей страны. «Я понимаю скепсис коллег из ФСБ, они и должны занимать самую скептическую позицию, но надо иметь в виду, что эта орбитальная группировка нашими партнерами все равно будет создана, хотим мы этого или не хотим. Просто станции наземной инфраструктуры будут, может быть, не на нашей территории, а на территории Украины или других стран и полностью будут обеспечивать интернет-трафик. А мы выпадем из этого проекта, не имея возможности на него влиять и технически контролировать», — говорил Дмитрий Рогозин.
В интервью РБК Рогозин также говорил, что «Роскосмос» обсуждает возможность увеличения доли в совместном предприятии с OneWeb, а также получения доли в самой компании. На момент публикации в «Роскосмосе» на запрос РБК не ответили.
«Во-первых, слишком большие риски, во-вторых, слишком много денег», — пояснил источник РБК, близкий к одному из бизнесменов, получивших от Никифорова предложение войти в пул, причину отказа. Как отметил управляющий партнер ACM-Consulting Михаил Алексеев, пока технически не ясно, как будет реализована работа системы OneWeb. «На горизонте пока не видно абонентских терминалов, которые смогут работать в подобной сети как обычные мобильные устройства. Не понятна и экономическая модель: если проект ориентирован на страны Африки и Амазонии, то о каком платежеспособном спросе можно говорить?» — отметил Алексеев. По его словам, теоретически подобный проект мог бы быть интересен только технологическим гигантам вроде Google и Facebook, которые зарабатывают на рекламе в интернете и заинтересованы в росте его аудитории.
Вне зависимости от того, выдадут ли российские власти разрешения для работы OneWeb, сигнал оператора все равно будет доступен на территории России. Власти могут лишь усложнить его прием для абонентов. В частности, Минкомсвязь разработала поправки в закон «О связи», запрещающие ввозить в страну спутниковые телефоны всем, кроме зарегистрированных в России операторов спутниковой связи.
Одновременно министерство разработало проект изменений в правила использования на территории России спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств, по которым зарубежные спутниковые системы должны использовать российские наземные станции для пропуска трафика абонентов. Однако сама Минкомсвязь в ответ на критику проекта со стороны участников рынка признала, что предложенные меры не смогут «в полной мере предотвратить угрозы» национальной безопасности страны.
Собеседники РБК на телекоммуникационном рынке не смогли оценить, поможет ли наличие российских инвесторов OneWeb получить разрешение на работу в стране. По словам одного из участников рынка, это чисто финансовая история. «Но после того как в конце прошлого года появилась информация об интересе российского правительства к проекту, OneWeb вряд ли возьмет деньги инвесторов из России», — указал собеседник РБК.
По словам руководителя ГК AltegroSky Сергея Пехтерева, OneWeb сейчас готова взять любые деньги. «Стоимость проекта, по последним данным, увеличилась до $5 млрд. Недавно компания объявила, что сократит количество спутников с 900 до 600, но даже с учетом этого, очевидно, ей не хватит уже привлеченных у существующих инвесторов $1,7 млрд из $3,5 млрд, ранее ими обещанных. При этом если запустить меньшее количество спутников, чем запланировано, то в глобальной зоне покрытия появятся дыры и качество сервиса будет минимальным», — отметил Сергей Пехтерев.
Анна Балашова, Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова, Светлана Бурмистрова