27 сентября в Москве состоялась конференция «Российское ПО: вызовы нового времени и поиск новых решений», организованная системным интегратором цифровых услуг Группой Т1 совместно с РБК.
ИТ-рынок сегодня столкнулся с новыми вызовами, которые необходимо преодолевать в моменте. В наиболее выгодной ситуации оказались те компании, которые внедряли отечественные решения в сфере программного обеспечения (ПО) в течение последних несколько лет. Дальнейшие этапы развития рынка, успешные кейсы внедрения ПО, а также ключевые тенденции отрасли обсудили разработчики ИТ-решений, представители госсектора и отраслевых объединений и бизнеса.
Даже в такие трудные времена принимаются действительно лучшие решения, но, как отметил директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух, такие времена для ИТ-отрасли настали «достаточно давно», еще в середине 2000-ых годов. По его мнению, в феврале этого года госорганы и госкомпании не испытали «серьезный шок», когда многие зарубежные компании приняли решение покинуть российский рынок.
«В государстве заранее были созданы направления, куда двигаться дальше, поэтому никаких специальных трудных решений принимать почти не пришлось. С точки зрения центра компетенций мы и до этих событий были достаточно жестки к госкомпаниям и госорганам в плане импортозамещения, поэтому эти структуры уговаривать не пришлось», — сообщил Илья Массух.
Он считает, что текущая ситуация больше помогает компаниям, которые разрабатывают отечественные решения, так как спрос среди российских клиентов кратно вырос. Как отметил Массух, сложнее всего схема параллельного импорта работает с софтом.
На этом фоне директор ФКУ «ГосТех» Василий Слышкин рассказал о том, каких основных принципов придерживается команда. По его словам, вопросы, связанные с импортозамещением, были давно задекларированы в повестке, однако санкционные риски заставили ускорить перевод государственных информационных систем на отечественное ПО.
«До конца года должны консолидироваться усилия по определению технологий для госсистем. Мы должны сформировать конвейер разработки безопасного ПО со встроенными средствами анализа кода, выявлением вредоносных закладок, для того, чтобы обеспечить доверенную инфраструктуру разработки ПО», — поделился Слышкин.
Он указал, что для успешного осуществления поставленных задач действовать необходимо с компетентными и квалифицированными игроками.
«Уже сейчас есть огромное количество инициатив, которые «ГосТех» готов поддержать методически, а также помочь со встраиванием конвейера в процесс разработки ГИСов», — рассказал руководитель ФКУ “ГосТех”.
Однако исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев настоял, что от произошедших событий «проиграли все и никто не выиграл». С его точки зрения, российским ИТ-компаниям было бы гораздо проще, если бы государство проинвестировало российских разработчиков еще в начале 2000-ых, а заказчики давали бы возможность дорабатывать свой софт.
«Некоторые ИТ-системы никакими деньгами не зальешь. Сейчас это жесткая модель, когда нас бросили в воду и мы вынуждены выживать, быстро отчитываться, что-то делать, то есть предпринимать сверхусилия. По этой причине невозможно учитывать интересы абсолютно всех заказчиков и дорабатывать продукты в моменте. Важно, чтобы был рынок, который поддержит отечественных разработчиков», — указал Комлев.
Как справедливо отметил первый замгендиректора Группы компаний Т1 Кирилл Булгаков, для создания собственного программного обеспечения нужен определенный объем инвестиций.
«У компаний, создающих отечественное программное обеспечение, есть деньги, которые они вкладывают в свое развитие. Т1 инвестировал миллиарды рублей в создание платформы «Сфера», однако мы надеемся, что государство поддержит нас. Понятно, что для развития продукта необходим массовый рынок, который бы формировался не только благодаря государственным директивам, но и компаниям, осознанно выбирающим наши отечественные продукты», — сказал Булгаков.
При этом он подчеркнул, что все зарубежные ИТ-решения все равно не будут заменены полностью, так как это не «самоцель». «Действительно мы видим, что параллельно уезжают некоторые разработчики, но это не остановило процесс импортозамещения и не повлияло на него существенно», — заключил Булгаков.
Еще одной важной темой стало обсуждение эффекта от внедрений отечественных ИТ-продуктов, как для потребителей, так и разработчиков отечественного программного обеспечения. Некоторые компании, которые занимались разработкой системного ПО, увеличили объем продаж в 3 раза, утверждает президент «Руссофт» Валентин Макаров.
«С реализацией проектов импортозамещения на крупных клиентах у нас появилось окно возможностей доработки ПО до мирового уровня, когда мы можем сразу же выходить на зарубежные рынки дружественных стран. Таким образом, за счет "мягкой силы" мы сделаем эти страны технически связанными с российскими решениями, тем самым гарантируя и геополитическую лояльность на долгое время», — предложил свое видение на ситуацию Макаров.
Руководитель комитета по цифровой трансформации АРПП «Отечественный софт» и исполнительный директор Naumen Игорь Кириченко также сообщил, что за последнее время растет выручка и спрос у российских производителей облачных решений.
«Эти компании получили быстрый всплеск. К тому же, заказчики, использующие некоторые облачные технологии, привыкли быстро мигрировать в другие системы. В то же время согласно исследованию Naumen, которое мы проводим второй год подряд, в инфраструктуре трети российских компаний из различных отраслей экономики более 50% информационных систем — иностранные. Однако сейчас запущен процесс замещения крупных критических для бизнеса многопользовательских систем, где традиционно это требует больших усилий и временных затрат. Пользователи нередко сопротивляются, потому что они, например, привыкли к определенному расположению или цвету кнопок в интерфейсе», – рассказал Кириченко.
Директор «СИБУРа» Михаил Трегубенко подчеркнул, что цифровизация, технологии и ИТ — это прежде всего способ решения бизнес-задач для СИБУРа. «Мы сознательно инвестировали и растили ключевые ИТ-компетенции внутри, это позволяло нам опираться во многих цифровых проектах на собственные команды и продукты, и это во много позволяет нам сейчас оперативно реагировать на вызовы этого года, в том числе импортозамещение. Мы стараемся активно тестировать отечественный софт, помогаем с его пилотированием.
При этом конечно, мы понимаем, что для определенных задач, критичных приложений нам нужны уже готовые проверенные решения, потому что мы как промышленная компания не можем тут рисковать», — поделился опытом СИБУРа Трегубенко.
В заключении сессии коммерческий директор платформы производства «Сфера» Максим Кутузов рассказал о том, что представляет из себя платформа и для кого она может быть полезна. По его словам, одной из целей Группы Т1 при разработке проекта стала замена целого стека ИТ-решений, а именно — инструментов класса IT4IT для управления разработкой, тестированием, эксплуатацией программного обеспечения, а также инженерных инструментов для работы с исходным кодом и инструментами мониторинга рабочих станций и бизнес-процессов.
«Сфера — это платформа производства, которая состоит из набора управленческих и инженерных инструментов, используемых в процессе разработки ПО, а также методологии выстраивания процессов производства. Одной из предпосылок создания платформы Сфера явилось отсутствие в России отечественного продукта в должной степени зрелости для разработки программного обеспечения. Те инструменты, которые были, не имели достаточной поддержки “из коробки”, которая требовалась крупным государственным и корпоративным заказчикам», — сообщил Кутузов.
Как он пояснил следом, методология платформы базируется на практиках Scaled Agile Framework (гибкая среда разработки для программного обеспечения) и состоит из нескольких слоев. В платформу входит более 40 инженерных инструментов, которые заказчик может самостоятельно выбрать под себя, добавил Кутузов. Платформу можно покупать как целиком, так и необходимые инструменты по отдельности. При этом все инструменты платформы Сфера будут зарегистрированы в едином реестре российских программ (ЕРПП).
«Платформа состоит из 8 основных решений, каждое из которых полностью покрывает определенные этапы жизненного цикла разработки ПО. Например, решение для управления производством включает в себя такие инструменты как Сфера.Задачи — это полный аналог Jira, Сфера.Знания — аналог Confluence и т.д. Каждый наш заказчик может заказать для себя любое количество инструментов платформы Сфера для гибкого решения своих задач и обеспечения бесшовного сквозного процесса разработки ПО. Часть инструментов уже готово, часть мы представим уже в этом году. Платформа создается на инструментах с открытым кодом», — поделился Кутузов. Он также добавил, что компания проводит демонстрацию своих решений и активно запускает пилоты с разными компаниями на внедрение продуктов, которые входят в Сферу.