Электромобили заряжают льготами. Фонд «Сколково» хочет пустить их на выделенные полосы и платные дороги

Владельцы электромобилей в России могут получить новые льготы — доступ на выделенные полосы и бесплатный проезд по платным автомагистралям. С такой идеей выступили эксперты фонда «Сколково» и национальной технической инициативы «Автонет». Нововведения затронут в первую очередь Москву, лидирующую по числу выделенок среди российских городов. В столичной мэрии инициативу не поддержали.

О возможности допуска электромобилей на выделенные полосы рассказал президент НП ГЛОНАСС, соруководитель рабочей группы Национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» Александр Гурко. НТИ «Автонет», напомним, учреждена правительством и представляет собой государственный план до 2035 года по развитию рынка электромобилей и беспилотных авто. Финансирование «Автонета» до 2020 года превышает 50 млрд руб., из них 28,5 млрд руб.— из госбюджета. По словам господина Гурко, идея преференций для электромобилей исходит от экспертов фонда «Сколково» — допустить такие машины на выделенки и обеспечить их владельцев бесплатным проездом по платным дорогам. Инициатива пока обсуждается в рамках рабочей группы по совершенствованию законодательства для реализации НТИ «Автонет».

«Стимулировать население к покупке электромобилей эффективно именно такими мерами,— пояснил “Ъ” руководитель проекта транспортной инфраструктуры фонда "Сколково" Кирилл Жанайдаров.— Сейчас в Москве всего порядка 200 электромобилей, если их пустить на выделенные полосы, то никакого вреда для движения автобусов не будет». Организовать доступ можно с помощью знаков, регулирующих движение электромобилей, говорит он: специальные указатели для них были введены в ПДД в 2017 году. «Такой опыт уже есть в Норвегии, где ввели доступ на полосы, а когда электромобилей стало много, то запрет вернули,— поясняет господин Жанайдаров.— Мы предлагаем такой же временный сценарий».

По данным агентства «Автостат», на 1 июля 2018 года в России было зарегистрировано 2,5 тыс. автомобилей, при этом официально продается только Renault Twizzy, остальные модели ввозятся серым способом. Самыми популярными электромобилями являются Nissan Leaf (1,8 тыс. штук), Mitsubishi i-MieV (294), Tesla Model S (202).

Управляющий партнер Moscow Tesla Club Игорь Антаров напоминает, что сейчас парковка для электромобилей бесплатна в Москве, кроме того, в Московской и Калужской областях для владельцев таких машин отменен транспортный налог. «Чтобы рынок электромобилей сдвинулся с мертвой точки, нужны новые меры, например доступ на выделенку,— говорит господин Антаров.— Это позволит привлечь новых потенциальных пользователей экологичного транспорта. В Европе электромобили уже очень популярны, мы же сильно отстаем».

Сегодня, согласно ПДД, выделенки открыты только для маршрутного транспорта, школьных автобусов и такси. В 2013 году представители мотосообщества просили мэрию Москвы допустить туда байкеров, но получили отказ. ЛДПР предлагала открыть выделенки для общего пользования по ночам, но и эта инициатива не дала результата. В апреле 2018 года министр энергетики Александр Новак говорил о возможности допуска на выделенки авто, использующих в качестве топлива газ метан, но конкретных решений принято в итоге не было.

«Мы против того, чтобы любые личные автомобили были допущены на выделенные полосы,— заявили “Ъ” в пресс-службе департамента транспорта Москвы.— Там работают водители, у которых есть достаточный стаж вождения, которые профессионально занимаются перевозкой пассажиров». При этом в ведомстве заметили, что заинтересованы в росте парка электромобилей. Отметим, с 21 декабря 2018 года вступит в силу закон, согласно которому регионы получат право самостоятельно определять транспорт, имеющий доступ на выделенки: столичные власти заявили, что добавят к действующему списку двухэтажные экскурсионные автобусы. В госкомпании «Автодор» (курирует платные автодороги в России) к идее экспертов «Сколково» относительно платных магистралей отнеслись скептически. «На федеральных скоростных платных дорогах самым актуальным для привлечения электромобилей является вопрос строительства объектов зарядной инфраструктуры,— заявили “Ъ” в пресс-службе госкомпании.— Этим мы занимаемся. Без сети зарядок никакими снижениями тарифов или даже их отменой электромобили на федеральные дороги массово не привлечь».

Иван Буранов

Тематики: Регулирование, Инновации

Ключевые слова: Сколково, информационные технологии для автомобильной индустрии