Ослабление национальной валюты подтолкнуло производителей бытовой техники пересмотреть цены на отгружаемую в розницу продукцию. Например, Candy Hoover Group уведомила 50 партнеров о вынужденном росте цен с 16 апреля, если курсы валют не вернутся к уровню прошлой недели. О планах по увеличению закупочных цен на 5–10% объявили несколько производителей, отмечают в «М.Видео». Ослабление рубля уже повысило интерес потребителей к бытовой технике (стиральным машинам, холодильникам, микроволновкам и т.п.), рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров. По его словам, с 9 апреля посещения интернет-магазинов выросли 15% «по сравнению с обычной картиной».
Представители мобильной розницы полагают, что изменение курсов валют в ближайшее время не отразится на розничных ценах на смартфоны. В re:Store, МТС и «Связном» на текущий момент корректировать цены не планируют. Однако оптовики предупреждают, что реселлеры будут вынуждены повышать цены, так как товар приобретается у производителей по ценам, номинированным в иностранной валюте. Даже если производитель сам импортирует товар в РФ или собирает его здесь из импортных комплектующих и продает его за рубли, себестоимость продукции привязана к ценам в твердой валюте, пояснил “Ъ” генеральный менеджер «Марвел-Дистрибуции» Константин Шляхов: «По тем сделкам, где договоренности были достигнуты ранее, курс, естественно, останется, но в остальных случаях мы будем вынуждены повышать цены».
Когда конечный потребитель ощутит эти изменения, будет зависеть от количества товара у конкретного продавца. «Возможно, многие предпочтут не поднимать резко цены, учитывая, что пока не ясно, насколько длительным будет падение рубля»,— добавляет Константин Шляхов.
Рынок бытовой техники и электроники более инертен, чем биржевой курс, отметила директор по дистрибуции Merlion Татьяна Скокова. «Значительного повышения цен можно ожидать только в случае долговременного падения курса рубля»,— уверена она. При этом вендоры для расчета рублевых цен используют не биржевой, а прогнозируемый курс на будущий период, и текущая ситуация, скорее всего, отразится на ценах предстоящих поставок, причем не пропорционально текущему росту, а с некоторым запасом вверх, допускает госпожа Скокова. Пока что рост курса означает повышение стоимости на позиции, цена на которые фиксируется и рассчитывается в долларах: комплектующие для ПК, некоторые бренды ноутбуков, смартфонов и планшетов, серверное и другое телекоммуникационное оборудование.
На первых этапах кризис ударит по посредникам, которые просто будут устанавливать меньшую маржу, нежели по потребителям, полагает руководитель по стратегическим коммуникациям Hi-Tech Mail.ru Антон Спиридонов. По его оценке, производители компьютеров и смартфонов могут пересмотреть отпускные цены через полтора-два месяца. «Вспомните 2014 год: тогда рост цен составил 30–40%, в то время как валюты росли до 70%. А сейчас рост валют укладывается в 10%»,— напомнил он. Тем не менее при фиксации курсов на новом уровне на протяжении хотя бы месяца рост цен на многие позиции для потребителя неизбежен, полагает эксперт.
Впрочем, сотрудники крупных производителей смартфонов считают, что в ближайшие месяцы цены на технику останутся на том же уровне. «К примеру, в Apple такие решения принимают на основе анализа долгосрочного тренда, на что может уйти больше месяца»,— считает собеседник “Ъ” на рынке. Разговоры о возможном повышении закупочных цен выглядят как спекуляция на почве необоснованной паники, считает генеральный менеджер мобильного подразделения Lenovo в России и Центральной Азии Антон Швейнов. У Lenovo цены зафиксированы в рублях до июня, отметил он. В Samsung отказались от комментариев. По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, у большинства крупных вендоров курс доллара хеджирован до конца года, поэтому цены вверх не пойдут и для новых поставок. Впрочем, через месяц могут на 5% увеличиться цены только смартфонов у B- и C-брендов, допускает он.
Юлия Тишина, Владислав Новый, Роман Рожков