«Эр-телеком» потеснил «Вымпелком» на рынке фиксированного интернет-доступа

По предварительным данным iKS-Consulting, в 2012 г. «Эр-телеком холдинг» вышел на второе место в России по количеству пользователей проводного ШПД. Консалтинговая компания учитывает домохозяйства, подключенные по технологиям ADSL, FTTH и др., а также с помощью фиксированного WiMax. Первое место сохранил «Ростелеком», а «Вымпелком» сместился на третье, считает iKS-Consulting.

В конце сентября 2012 г. «ВымпелКом » обслуживал 2,29 млн подписчиков ШПД, а «Эр-телеком» — 2,27 млн (данные компаний). Но «Эр-телеком» набирал абонентов в разы быстрее, объясняет аналитик iKS-Consulting Ирина Якименко: если в I квартале «Вымпелком» подключил 151000 абонентов, а «Эр-телеком» — 114000, то во II квартале прирост составлял 31000 и 140000, а в III квартале — 39000 и 136000 соответственно. В итоге к концу ноября у «Вымпелкома» было, по расчетам Telecomdaily, 2,33 млн абонентов фиксированного ШПД, а у «Эр-телекома» — 2,37 млн. При сохранении такой динамики к началу 2013 г. у «Эр-телекома» окажется уже 2,41 млн пользователей против 2,36 млн у «Вымпелкома», рассуждает гендиректор Telecomdaily Денис Кусков.

Пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева не говорит, сколько подписчиков ШПД у компании сейчас, а представитель «Эр-телекома» называет оценку Telecomdaily даже несколько заниженной: к началу декабря 2012 г. у холдинга было 2,385 млн частных пользователей ШПД. Но у «Вымпелкома» и «Эр-телекома» разные политики учета, предупреждает Айбашева: «Вымпелком» списывает в отток абонентов, не пользовавшихся услугами и не плативших за них 90 дней, а его конкурент — 180 дней. Она предлагает оценивать доли рынка не только по абонентам, но и по выручке, добавляя, что показатель EBITDA «Вымпелкома» в сегменте фиксированного ШПД только в течение II квартала удвоился.

Быстрому росту «Эр-телекома», как ни странно, способствовало то, что компании не нашлось места на московском рынке, считает Кусков: пока федеральные операторы делили Москву, «Эр-телеком» в комфортных условиях строил сети в регионах и к моменту появления там конкурентов занимал уже сильные позиции. Причем у федеральных операторов между входом в многоквартирный дом и началом подключений проходит довольно много времени, а «Эр-телеком» начинает подключать квартиры еще на стадии завершения стройки, добавляет Кусков. Тем не менее до лидера рынка — «Ростелекома» «Эр-телекому» еще далеко: тот в конце III квартала обслуживал 8,44 млн ШПД-абонентов.

Абонентская база «Эр-телекома» растет на 46-47% в год, а рынок — на 12-15%, отмечает его гендиректор Андрей Семериков.

«Эр-телеком» в первую очередь инвестиционный проект, рассчитанный на относительно быстрый выход инвестора (доходность подобных проектов — около 35% годовых), считает директор по развитию телекомактивов группы «Мортон» Алхас Мирзабеков. Чтобы повысить инвестиционную привлекательность, оператору надо показывать темпы роста выше, чем у лидеров отрасли, а это требует огромных инвестиций, причем первые два-три года обычно инвестируют акционеры, а дальше надо брать кредиты и реинвестировать собственные средства, рассуждает он. В 2011-2012 гг. «Эр-телеком» начал работу в 26 городах — такая активность может означать, что в 2013 г. зайдет речь о смене акционеров, предполагает Мирзабеков. Никто из акционеров «Эр-телекома» в ближайшей перспективе не собирается продавать доли, возражает Семериков.

 

Валерий Кодачигов

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: ЭР Телеком