Подписчикам ESET было предложено выбрать подходящий вариант ответа на вопрос, каким соблазнам они поддавались при увольнении.
17% респондентов признались, что им доводилось уничтожать ценные документы, переписку или программное обеспечение, чтобы навредить бывшему работодателю.
13% опрошенных поступали более прагматично. Они уносили с собой рабочие материалы (например, базу клиентов, планы, отчеты и другие данные) для последующей продажи или использования на новом месте работы.
Около 4% сотрудников после увольнения пользовались недоработками ИТ-специалистов прежней компании, в частности, заходили в рабочую почту или продолжали удаленно посещать корпоративные ресурсы.
Еще 4% респондентов открыто мстили бывшему работодателю – публиковали корпоративную информацию (от финансовых документов до личных данных руководства) в интернете.
Наконец, 62% участников опроса никогда не делали ничего подобного, меняя место работы. В комментариях к опросу они отметили, что считают такие методы непорядочными.
Интересно, что доля респондентов, «атакующих» экс-работодателя, и компаний, игнорирующих элементарные меры безопасности, примерно совпадает. 37% представителей компаний, опрошенных FutureToday, сообщили, что не предпринимают никаких мер после увольнения сотрудников.
Впрочем, 63% компаний тем или иным способом защищают свои данные от «человеческого фактора».
В 25% компаний принято ограничивать доступ увольняющегося сотрудника к корпоративной информации в последние дни работы. 22% сразу же после ухода работника отключают удаленный доступ к почте, а 16% меняют пароли от всех корпоративных ресурсов, которыми пользовался уволенный.
«Общеизвестно, что большая часть утечек данных в компаниях происходит из-за недобросовестных сотрудников, – комментирует Алексей Оськин, руководитель отдела технического и маркетингового сопровождения продуктов ESET Russia. – Поэтому важнейшая задача ИТ-департамента – обеспечить средства внутренней защиты, особенно если в компании распространена практика удаленного доступа к корпоративным ресурсам».