Французский оператор спутниковой связи Eutelsat ведет переговоры о возможном слиянии с британской компанией OneWeb. Этот факт подтвержден в официальном заявлении компании. Речь идет не только о консолидации активов OneWeb с целью создания глобального британо-французского оператора спутниковой связи, но и о совместном участии в операционной деятельности при запуске спутников и их эксплуатации.
Эта информация была обнародована через документ Eutelsat Communications, согласно которому компания «подтверждает проведение переговоров с другими акционерами OneWeb».
В настоящее время французский оператор Eutelsat владеет 23% акций OneWeb. Цель переговоров – довести свою долю до 50% в акционерном капитале объединенной группы, чтобы сделать проект OneWeb равным (50:50) для британской и французской сторон.
По данным Bloomberg, который ссылается на свои источники, стоимость OneWeb оценивает (по слухам) примерно в $3 млрд или более. В то же время рыночная стоимость Eutelsat составляет около €2,4 млрд ($2,5 млрд). Eutelsat уже является миноритарным инвестором OneWeb. Его поддерживает французская государственная инвестиционная компания BPIFrance SA.
По данным Bloomberg, нынешние инвесторы OneWeb по-прежнему сохранят за собой миноритарные пакеты акций. В их число входят сейчас правительство Великобритании и компания Bharti Airtel Ltd., возглавляемая индийским миллиардером Сунилом Бхарти Митталом (Sunil Mittal).
Долевое участие в Eutelsat распределено сейчас следующим образом. 24% акций принадлежит OneWeb, 18% - британскому правительству, 30% - индийскому миллиардеру Сунил Бхарти Миттал, 20% - французскому государству и около 7% - Китайской инвестиционной корпорации (КИК).
Интерес к проекту OneWeb со стороны России был долгим, но в результате оказался провальным. При этом Роскосмос обеспечил вывод на геостанционарную орбиту 428 спутников OneWeb. Запуски осуществлялись в течение 2019-2020 гг. с использованием ракето-носителей «Союз»/«Фрегат». Все запуски были успешными, что обеспечило вывод на орбиту 100% полезной нагрузки.
В 2020 году Россия собиралась осуществить 12 пусков ракет-носителей «Союз» со спутниками OneWeb. Однако фактически состоялись только три запуска из-за пандемии и временного банкротства OneWeb. Сроки запуска остальных спутников были сдвинуты на 2021 году, когда они были успешно продолжены.
Однако в начале марта 2022 года OneWeb разорвал отношения с «Роскосмосом» и прекратил сотрудничество с российской госкорпорацией.
Российское участие в проекте связывалось с большими планами Роскосмоса, который планировал развернуть поддержку OneWeb на территории России. Для предоставления услуг доступа к спутниковому Интернету в 2017 году было создано совместное предприятие ООО «УанВэб». Первоначально долевое участие между компанией «OneWeb» и российским АО «Спутниковая система „Гонец“» составляло 60% и 40%, соответственно. Два года спустя, в январе-феврале 2019 года, российской стороне удалось довести свою долю до контрольного пакета 51%, в то время как на долю «OneWeb» осталось 49%.
Как заявлял тогдашний руководитель Роскосмоса Дмитрий Рогозин, Россия планировала получить долю и в основном проекте OneWeb. В декабре 2018 года появились сообщения, что планировалась возможная продажа миноритарного пакета акций (12,5%) OneWeb российским представителям. Если бы это было осуществлено, то в результате в совете директоров компании OneWeb появился бы российский представитель, а Россия получила бы доступ к технической документации проекта.
Однако внутри России этот проект встретил непреодолимые препятствия. Заранее были получены положительные ответы на заявку «Уанвеб» по частотам со стороны Министерства обороны и Федеральной службы охраны (ФСО), против удовлетворения заявки компании выступил Роскомнадзор. Но в декабре 2017 года ГКРЧ все же отказалась выделить для ООО «УанВэб» частоты, чтобы сделать спутниковый Интернет доступным на территории России. Причины решения публично не назывались.
Позднее с отрицательным отзывов выступило ФСБ. Его представители заявили в октябре 2018 года, что система OneWeb представляет угрозу для национальной безопасности России. Угроза объяснялась тем, что появление спутникового Интернета для ряда территорий России сделает его единственно доступным каналом доступа к Интернету. В результате, посчитали в ФСБ, эти регионы России потенциально окажутся полностью зависимыми от иностранной спутниковой службы. Представители ФСБ также сделали предположение, что оборудование, установленное на спутниках OneWeb может использоваться в разведывательных целях.
ФСБ предложило создать отечественную систему спутниковой связи, запустив ее совместно с Индией, Китаем и другими азиатскими государствами, которые «не ведут агрессивной политики в отношении России».
Совет директоров компании OneWeb проголосовал в марте за прекращение сотрудничества с Роскосмосом. Все оставшиеся спутники группировки планируется выводить с помощью американской системы SpaceX.
OneWeb также отказался предоставлять юридические гарантии неприменения своих аппаратов в военных целях. Было заявлено, что правительство Великобритании останется в составе акционеров OneWeb. При этом новое слияние с французской компанией Eutelsat должно способствовать более эффективной конкуренции с альтернативной группировкой Starlink, спутники которой выводятся на орбиту американскими носителями SpaceX, и программой Project Kuiper корпорации Amazon.
Глобальная спутниковая система Starlink уже находится в эксплуатации и раздает с орбиты высокоскоростной широкополосный спутниковый интернет.
19 марта Дмитрий Рогозин, уже после разрыва отношений с британским оператором, заявил, что компания ОneWeb может разориться после отказа «Роскосмоса» предоставлять ей свои ракеты.
Позднее в головном экономическом НИИ Роскосмоса «Организации "Агат"» также заявили, что OneWeb неминуемо столкнется с дефицитом финансов из-за санкций, которые были введены в отношении России.
«OneWeb из-за санкций в отношении России неминуемо столкнется с дефицитом финансов. Будет ли дефицит погашен очередным раундом привлечения финансирования с позитивным окрасом или банкротством с негативным, не имеет принципиального значения - оператор и владельцы <…> понесут финансовые потери», - утверждается в сообщении компании «Агат».
О сроках наступления дефицита финансов в «Агате» не дали однозначного ответа. Там заявили следующее: «В качестве примера приведем заявления OneWeb о завершении привлечения полного объема финансирования в 2021 году, что не помешало в феврале 2022 года еще до начала санкций в отношении России привлечь еще $50 млн».
Военные экономисты также обратили внимание на то, что «низкоорбитальные спутниковые группировки, кроме коммерческих задач, имеют выраженный военный потенциал. <…> Для стран Запада банкротство практически никогда не эквивалентно разорению предприятия, особенно связанного с военным потенциалом, и является скорее техническим финансовым событием». В доказательство этой версии был приведен пример компании Motorola и проекта Iridium. «Несмотря на банкротство коммерческого Iridium, мы сейчас видим развертывание IridiumNEXT, правда, уже без коммерческих декораций».