Если отправитель письма не является «френдом» пользователя, то его сообщения попадают в папку «Другие», которую крайне редко просматривают. Чтобы письма шли в основную папку, Facebook ввела систему платных сообщений, установив минимальную стоимость на уровне 1 долл. В России самая низкая цена услуги соответствует этой планке — 29 руб. По мнению специалистов Facebook, введение платы может стать эффективным способом в борьбе с нежелательными сообщениями. Кроме того, эта опция сможет облегчить доставку писем, которые являются актуальными и полезными.
РБК daily решила проверить, кто сколько стоит в российской версии Facebook. Оказалось, что дороже всего написать письма звездам шоу-бизнеса — 437 руб. По такой цене можно пообщаться с певицами Сати Казановой и Викторией Дайнеко. Зато прямое сообщение для Валерии будет стоить всего 29 руб. Другие представители телеиндустрии и шоу-бизнеса, например ведущие Тина Канделаки и Ольга Бузова, а также российские футболисты (Игорь Акинфеев, Дмитрий Сычев, Александр Кокорин) идут по той же цене.
Зато главе Сбербанка Герману Грефу и бизнес-омбудсмену Борису Титову можно отправить сообщения совершенно бесплатно. Без платы можно достучаться до главы торговой сети «М.Видео» Александра Тынкована, владельца Национальной резервной корпорации Александра Лебедева и адвоката Александра Добровинского. Доступен всем и основатель российской социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров. Бывшего главу Х5 Retail Group, а ныне топ-менеджера Wal-Mart International Льва Хасиса Facebook оценила в 33 руб.
«Система платных сообщений для пользователей, которые не являются вашими друзьями, создана Facebook для того, чтобы ограничить рассылку спама, — рассказали в российском офисе социальной сети. — В то же время мы принимаем во внимание тот факт, что нашим пользователям иногда необходимо получать сообщения от абсолютно незнакомых людей».
На данный момент опция платных сообщений работает в тестовом режиме, заявили РБК daily в пресс-службе Facebook. «Для каждого региона и страны пока не выработаны критерии формирования цен и выбора аккаунтов. Расчет стоимости происходит по очень сложной математической модели», — отметили в компании. Объяснить, по каким показателям это делается, фактически невозможно, признали в пресс-службе. «Если услуга приживется, тогда появится четкая информация, по каким критериям, кому и как устанавливается цена», — пообещали в Facebook.
Если взять за пример медиарынок, то критерии, по которым формируется цена сообщений, действительно сложно понять. Например, бесплатно отправить сообщения можно писателю и телеведущему Сергею Минаеву, скандально известному журналисту Сергею Доренко, медиаменеджеру Леониду Бершидскому, руководителям телеканалов СТС и ТНТ Вячеславу Муругову и Роману Петренко. А вот за письмо инвестору телеканала «Дождь» и журнала «Большой город» Александру Винокурову «не френд» заплатит 437 руб.
«В некоторых странах мы тестируем несколько ценовых возможностей, чтобы вывести оптимальную цену, указывающую на важность сообщения, — говорят в Facebook. — Тест также включает в себя попытку установить более высокую цену за возможность отправить прямое сообщение общественным фигурам».
Стоит отметить, что в зависимости от курса доллара стоимость услуги тоже меняется. Еще в понедельник отправить ценное письмо «не другу» можно было по цене от 28 до 431 руб.
Между тем известные личности, которых «монетизировал» Facebook, отнеслись к этому настороженно. К примеру, продюсер Валерии Иосиф Пригожин против того, чтобы сеть зарабатывала на имени певицы и не делилась с ней: «Вопрос в следующем: насколько Facebook готова делиться этой суммой с артистами?» Г-н Пригожин считает, что подобные действия обязательно нужно согласовывать, «тем более что есть авторское право». При этом он добавил, что в Facebook ему не нравится «ограничение по количеству «френдов».
Об этой проблеме говорит и Борис Титов: «В Facebook есть лимит по количеству друзей — это 5 тыс. человек, и больше он не дает добавить. А ко мне обращается огромное количество людей с этой просьбой, и я не против их добавления. Если Facebook разрешит это делать по минимальной цене, то я готов это поддержать. Хотя понятно, что деньги не пойдут в карман пользователям».
Катерина Китаева