В ходе деловой программы форума состоялся круглый стол «Навигация в современном мире: путь к новой среде обитания», в котором приняли участие представители правительства Российской Федерации, Белоруссии, Казахстана и главы крупнейших компаний в сфере инновационных технологий. Участники круглого стола обсудили темы, посвященные единству информационных, навигационных и коммуникационных технологий, роли навигации и приложений на ее основе в жизни современного человека, развитию глобальных инновационных систем, а также коммерциализации ГЛОНАСС. Напомним, что именно для этого, а также ускорения развития и внедрения технологий ГЛОНАСС, участия в совершенствовании законодательной базы и развитии конкурентного рынка в мае 2012 года было создано некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий», членами которого являются ОАО «НИС», «Яндекс», «Сумма Телеком», МТС, «МегаФон», «ВымпелКом», «РТКомм.РУ» и Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНС-Форум». И как отметил в своем выступлении в рамках круглого стола президент НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» Александр Гурко «…вокруг навигационных сервисов и технологии ГЛОНАСС начинает формироваться экосистема, в которую входят автопроизводители, компании, работающие в сфере картографии, сотовые операторы, сами спутниковые системы и отвечающие за это организации. И сегодня в целом можно заключить, что эта экосистема уже начинает масштабироваться за пределы России».
Не в последнюю очередь экосистема ГЛОНАСС развивается за счет масштабных инфраструктурных проектов федерального масштаба, таких как «ЭРА ГЛОНАСС» или Государственная система экстренного реагирования при авариях. Принцип ее действия прост: в случае аварии необходимая информация о транспортном средстве, включая его точные координаты, автоматически передается в диспетчерский пункт системы-112. Диспетчер, связавшись с водителем и получив подтверждение об аварии, организует выезд на место происшествия служб экстренного реагирования (МЧС, ГИБДД, Скорая помощь). При этом автомобильные терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» по желанию владельцев автомобилей могут использоваться для оказания целого комплекса дополнительных услуг, связанных с навигацией, информационным обменом, удаленной диагностикой транспортных средств и т. д. Инфраструктура, созданная в рамках проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», станет основой для развития в России навигационно-информационных систем, сервисов и оборудования на базе технологий ГЛОНАСС в интересах всех категорий пользователей. В 2012 году продолжается развертывание пилотных проектов системы в регионах, полноценный запуск проекта в федеральных масштабах намечен на 2014 год.
Заместитель председателя правительства Российской Федерации Владислав Сурков (слева) и президент НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» Александр Гурко на заседании круглого стола
В своем выступлении вице-президент «Ростелекома» Алексей Нащекин рассказал об «облачном» сервисе «О7.112», который автоматизирует работу регионального центра обработки вызовов, ЕДДС и ДДС экстренных оперативных служб муниципальных образований. При этом «Ростелеком» предоставляет заказчику полный комплекс круглосуточного технического и гарантийного обслуживания сервиса, а также решение задач организации работы всех оперативных служб по принципу «одного окна» и поддержку единого номера 112 для всех экстренных служб. «Мы разработали национальную «облачную» платформу «О7», позволяющую компаниям значительно снизить стоимость входа на рынок. Уже сформирован консорциум из десятков российских компаний, которые ведут разработки на платформе «О7». Она установлена по всей стране, поэтому не нужно инвестировать в инфраструктуру. Сегодня мы представили «облачное» решение «О7.112», интегрированное с системой «ЭРА-ГЛОНАСС», которое быстро разворачивается, внедряется и работает. Это решение с нами разрабатывают уже более пяти компаний, и мы приглашаем все российские компании к сотрудничеству по этому направлению для использования уже готовых компонентов и инфраструктуры для быстрого предоставления сервисов по всей стране», – отметил Алексей Нащекин.
В то же время, как отметил президент компании «Цезарь Сателлит» Леонид Огарев, для развития экосистемы ГЛОНАСС за пределами России и поддержки отечественных поставщиков услуг и оборудования требуется самая активная поддержка государства. «Мы начали пытаться коммерциализировать услуги на базе ГЛОНАСС еще в 1997 году, когда рынка как такового еще не было. И если мы говорим о быстрорастущих автомобильных приложениях и рынке в целом, то, естественно, мы понимает, что нам необходимо работать с автопроизводителем, в том числе в отношении пространства единого таможенного союза «Белоруссия – Россия – Казахстан». Однако автопроизводители его видят по-другому, к примеру – «Весь мир – Европа вместе с Россией». К примеру, сегодня мы участвует в одном из таких проектов, предлагая автопроизводителю исключить Россию из тендера, чтобы мы хоть как-то могли там поучаствовать. Мы, конечно, пытаемся выходить в Европу, но для нас это не так-то просто. Для того чтобы конкурировать с западными провайдерами сервисов, разработчиками соответствующего оборудования и работать с автопроизводителями, необходимо иметь более глобальную инфраструктуру. Здесь поддержка государства становится критической», – отметил г-н Огарев.
Перспективы проекта «ЭРА ГЛОНАСС». Слайд из презентации «НИС ГЛОНАСС»
Генеральный директор Yandex Аркадий Волож, в свою очередь, обратил внимание собравшихся на возможность использования бизнесом уже накопленных муниципальными организациями данных для разработки полезных населению сервисов, что также скажется на развитии экосистемы ГЛОНАСС самым положительным образом. «Сегодня множество организаций, таких как ЖЭК, муниципалитеты, ГИБДД, кадастр, трамвайные и троллейбусные депо, таксопарки, накопили огромное количество полезных данных, на которых они просто «сидят». Чтобы довести их до населения, мы в «Яндекс» предлагаем не идти по самому затратному пути создания каждой из этих организаций собственной сервисной информационной компании, а обговорить место и формат выкладки данных в каком-то одном общем месте. Естественно, с соответствующими договорами и соглашениями, описывающими, на каких основаниях и для кого все эти накопленные данные будут доступны. Дальше свое дело сделает сама индустрия – уже через год десятки и сотни разработчиков приложений и web-сервисов донесут этот массив данных до массового рынка. Уже сейчас мы получаем треки общественного транспорта, что позволяет показывать точное время прибытия автобуса, к примеру, в Казани или Нижнем Новгороде. Мы получаем данные о перекрытии дорог, и они сразу же отображаются на наших картах пробок и т. д. Но все это происходит либо опосредованно, либо локально, поэтому нужно поднять общественное обсуждение на серьезном техническом уровне вопроса открытого использования накопленных данных. Мы далеко не единственные, которые в этом заинтересованы», – заявил г-н Волож.
На связующую роль сотовых операторов между навигационными и информационными компаниями обратил внимание в своем выступлении вице-президент по развитию корпоративного бизнеса «ВымпелКом» Андрей Патока. По его словам, одной из основных задач провайдеров является разработка приложений, которые бы делали жизнь клиентов удобнее, и здесь использование навигационных технологий не имеет предела, потому что навигация без удобных приложений – это всего лишь набор цифр. «Одним из таких решений, которое мы сегодня представляем, – услуга «Умное страхование». Несколько дней назад мы запустили услугу, связанную с мобильными платежами, и оказалось, что вместе с другой нашей услугой «Автомониторинг» на базе ГЛОНАСС она продается даже лучше. Потому что можно оснастить огромное количество компаний, занимающихся мобильным ретейлом (доставка пиццы, к примеру), не только устройством для проведения платежа, но и мониторинга. Чтобы проконтролировать, что эта пицца была доставлена именно туда, куда нужно, вовремя и с должным качеством. Эту парадигму можно продолжать бесконечно, именно в этом заключается основная роль операторов сотовой связи, которые одновременно со своими партнерами выступают в качестве интеграторов возможностей систем навигации, информационных технологий и коммуникационных возможностей», – отметил г-н Патока.
Советник Президента Российской Федерации Игорь Левитин (слева) и генеральный директор Yandex Аркадий Волож
Именно сотовые операторы «большой тройки» представили на форуме «Открытые инновации» целый букет навигационных и телематических решений на базе ГЛОНАСС. В частности, уже упомянутая совместная услуга «Умное страхование» от «Билайн» и «Цезарь Саттелит», которая подразумевает фиксацию информации о стиле вождения клиента, пробеге транспортного средства, месте и времени ДТП, полученных повреждениях, направлении и силе удара и многом другом. Полученные данные в дальнейшем помогут экспертам анализировать действия водителя «до» и «в момент» аварии, определять виновную сторону в спорной ситуации, рассчитывать индивидуальную стоимость каско, а также предотвращать случаи страховых мошенничеств.
На стенде НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» МТС представила телематические сервисы на основе навигационной системы ГЛОНАСС: сервис «Мобильные сотрудники», «М2М-менеджер», решение «Бизнес под контролем» и «Мониторинг инкассации» – продукт, разработанный специально для банковского сектора. Сервис «Мобильные сотрудники» позволяет отслеживать местонахождение сотрудников и транспорта компании, используя как самые обычные мобильные телефоны, так и специальное оборудование с функцией ГЛОНАСС/GPS. Сервис позволяет контролировать местоположение сотрудников и автомобилей парка компании на карте, обмениваться сообщениями с разъездными работниками, координировать их действия и получать отчетность. Решение «Бизнес под контролем» – партнерское решение МТС с группой компаний «М2М телематика», основанное на использовании технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS, сотовой связи GSM/GPRS, специализированного программного обеспечения и вычислительной техники. Сервис «М2М-менеджер» позволяет управлять удаленным технологическим оборудованием – М2М-устройствами. Услуга предоставляет возможность для получения объективной и полной статусной, статистической и иной информации о процессе эксплуатации удаленных устройств. Настройка и управление М2М-устройствами осуществляется через специальный портал «М2М-менеджер». И продукт, разработанный специально для банковского сектора, «Мониторинг инкассации» позволяет повысить уровень безопасности перевозки ценностей и оптимизировать бизнес-процессы инкассации. Благодаря использованию комбинированной системы ГЛОНАСС/GPRS сервис обеспечивает в режиме реального времени комплексный контроль над бронеавтомобилем, достоверную информацию о его местоположении, возникновении чрезвычайной ситуации, выявление несанкционированных ситуаций.
По данным МТС, по итогам первого полугодия 2012 года объем рынка мобильных телематических сервисов в России достиг 3 млн SIM-карт. Это один из самых динамично растущих рынков, обеспечивающий ежегодный рост в среднесрочной перспективе в размере около 60 %. При этом 40 % рынка телематических услуг приходится на мониторинг транспорта. В целом количество SIM-карт МТС, используемых в М2М-решениях в России за год, по сравнению с первым полугодием 2011 года выросло в 1,8 раза – до 1,45 млн. Таким образом, МТС занимает около 48 % российского рынка М2М-решений.
Стенд некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» на форуме «Открытые Инновации». Фото «НИС ГЛОНАСС»
«МегаФон» также продемонстрировал решение «Управление персоналом», позволяющее проводить online-мониторинг перемещений сотрудников на масштабных мероприятиях и обеспечивать оперативную связь с ними. Решение было разработано дочерней компанией «МегаФона» – MegaLabs и было опробовано при координации волонтеров на тестовых соревнованиях в Сочи. Сервис позволяет администратору осуществлять контроль над персоналом с помощью специального WEB-интерфейса. Волонтеры, задействованные в различных кластерах олимпийской зоны, оснащаются мобильными терминалами, которые совмещают преимущества технических средств «МегаФона» и технологии ГЛОНАСС. Это позволяет определять точное местоположение сотрудников на географической карте и обеспечивает эффективное управление персоналом и безопасность на спортивных объектах. При возникновении ЧП, аварии или несчастного случая дежурный оператор определяет ближайших к месту события сотрудников и оповещает их о происшествии. Для оперативной связи с персоналом диспетчер может отправить SMS-сообщение только выбранным на карте сотрудникам.
Именно между «МегаФоном» и ведущим мировым инфраструктурным вендором Ericsson на форуме «Открытие инновации» было заключено соглашение о развитии российского М2М-рынка с платформой Ericsson Device Connection Platform. В рамках соглашения Ericsson предоставит «МегаФону» консультационную поддержку и услуги по экспертной оценке перспектив российского M2M-рынка, а также выступит системным интегратором данного решения. На сегодня наиболее перспективными областями применения M2M-технологий являются ЖКХ, энергетика, транспорт, безопасность, а также потребительская электроника. Облачное решение Ericsson Device Connection Platform на основе модели SaaS (software as a service – программное обеспечение как услуга) позволят операторам эффективно управлять М2М-подключениями и адаптировать их под нужды различных отраслей. Пилотный проект в рамках сотрудничества Ericsson и «МегаФона» будет запущен в декабре 2012-го. «Человечеству потребовалось более 100 лет, чтобы подключить к телефонной сети здания, и 25 лет, чтобы обеспечить 6 млрд людей мобильной связью, а к 2020 году станет возможным подключение уже порядка 50 млрд устройств. Разнообразные устройства и миллиарды новых подключений открывают новые горизонты перед бизнесом, и мы рады развивать эту перспективу совместно с компанией «МегаФон» в России», – прокомментировал генеральный директор Ericsson в России Дмитрий Масельский.
Выступление президента и СЕО Ericsson Ханса Вестберга на форуме «Открытые Инновации». Фото организаторов
Еще один инфраструктурный вендор, Huawei, заключил с холдингом «РТИ» на форуме «Открытые инновации» соглашения по реализации государственных программ развития города Москвы: «Безопасный город», «Интеллектуальная транспортная система», «Информационный город». Помимо этого стороны готовы взаимодействовать в других программах в сфере разработки, производства и продвижения своих решений. «Данное соглашение является логическим продолжением нашей политики расширения технологического сотрудничества с российскими компаниями, – отметил Лю Мин, генеральный директор подразделения Huawei Enterprise регионального отделения Huawei в России, Украине, Белоруссии и Армении. – Мы видим большие перспективы совместных проектов по созданию свободного программного обеспечения на базе российских научно-производственных предприятий, таких как холдинг «РТИ». Вместе с «РТИ» мы планируем создавать специализированные продукты и решения в области информационной безопасности, GSM-R, телемедицины и дистанционного образования».
Напомним, что система ГЛОНАСС и мониторинг транспорта на ее основе являются ключевыми элементами созданной и проходящей в настоящее время тестовую эксплуатацию интеллектуально-транспортной системы г. Москвы. Вся необходимая инфраструктура для реализации этого масштабного проекта была создана ГК «М2М телематика». Навигационно-связным оборудованием с поддержкой ГЛОНАСС было оснащено более 10 тыс. единиц пассажирского транспорта ГУП «Мосгортранс», а также была создана Единая автоматизированная система диспетчеризации и безопасности на наземном городском пассажирском транспорте (АСДУ-НГПТ). Для информирования населения об организации работы общественного транспорта был создан специальный интернет-портал, а также ПО для управления информацией на информационных табло и автобусных остановках. По прогнозам экспертов ГК «М2М телематика», за счет внедрения ИТС Москвы задержки транспорта снизятся на 10 %, пропускная способность дорог повысится от 5 до 15 %, средняя скорость движения возрастет на 17 %, а среднее время поездки на общественном транспорте сократится на 15 – 20 %. Кроме того, непрерывное поступление и анализ информации от маршрутных транспортных средств поможет оценить загруженность дорожной сети и послужит основой для эффективного развития транспортной инфраструктуры города.