В среду Министерство спорта РФ сообщило о разработке «проекта концепции применения системы контроля и доступа зрителей на матчах чемпионата России и Кубка России». Работа новой системы может начаться уже 1 июля этого года. «Разработан концепт оснащения стадионов системами идентификации зрителей. В концепции предусмотрен механизм Fan ID. Отличие по сравнению с чемпионатом мира — мы сначала приобретали билет, а потом оформляли Fan ID для прохода на стадион. Новая система противоположна. Оформляем так называемый Fan ID, а потом на основании того, что допуск на стадион уже получен, болельщик может оформлять документ для прохода на стадион — билет или другие виды допуска»,— рассказала советник департамента науки и образования Минспорта Ирина Григорьева на семинаре по обеспечению безопасности и работе с болельщиками футбольных клубов. Хотя позже министр спорта Павел Колобков пояснил, что, несмотря на то что «в настоящее время этот вопрос находится в работе», «о том, будет ли эта система применена, в каком виде, а если будет, то когда, говорить преждевременно».
Отметим, что система Fan ID уже использовалась в России. Она впервые была опробована в 2017 году во время Кубка конфедераций, а в полной мере заработала на чемпионате мира 2018 года. На означенных турнирах паспорт болельщика помимо возможности прохода на стадион давал еще и право бесплатного проезда между городами, принимавшими матчи, бесплатного пользования общественным транспортом, а иностранцам заменял российскую визу. В концепции, разработанной Минспорта, таких бонусов не предусмотрено.
Что касается стоимости развертывания системы, то она, вероятно, будет сопоставима с той, что сложилась в ходе подготовки к чемпионату мира. Внедрение Fan ID и требуемой для ее функционирования инфраструктуры (оборудование, каналы связи, организация центров выдачи и прочее) курировало Минкомсвязи.
По неофициальным данным, расходы на ее инсталляцию и функционирование составили от 4,3 млрд до 5 млрд руб.
По словам госпожи Григорьевой, нынешний проект предусматривает, что расходы не лягут на клубы. «Этот проект будет поддержан деньгами, он не ляжет на плечи клубов»,— уверяет она. Ирина Григорьева отметила также, что на данный момент в Российской премьер-лиге (РПЛ) только пять стадионов (все работали во время чемпионата мира) имеют необходимое для использования Fan ID оборудование.
Отметим, что вопрос о внедрении Fan ID в общенациональном масштабе обсуждался в середине февраля на круглом столе в Госдуме на тему «Система идентификации личности зрителей на спортивных соревнованиях». Сторонники внедрения Fan ID отмечали, что система поможет сделать посещение матчей более безопасным и в перспективе будет способствовать привлечению на арены новых болельщиков. Речь идет в основном о семейной публике, которая нередко воздерживается от походов на футбол, опасаясь как раз столкновения с хулиганами.
Но у многих клубов иное мнение на сей счет. Так, гендиректор ЦСКА Роман Бабаев отмечал, что внедрение Fan ID не даст полной гарантии безопасности, поэтому эффективность вложений в систему вызывает вопросы. Господин Бабаев указал на то, что на чемпионате мира речь шла об исчерпывающем списке стадионов, в то время как в РПЛ клубы постоянно меняются и у новичков регулярно будут возникать проблемы. Он заявил также, что проблемы с безопасностью на аренах чаще всего создают фан-секторы, а доступ туда у того же ЦСКА осуществляется только по абонементам, продажа которых производится с обязательным предъявлением паспорта.
Исполнительный директор «Зенита» Павел Пивоваров, в свою очередь, высказывал опасения относительно влияния внедрения Fan ID на посещаемость игр. Отметим, что после чемпионата мира она выросла. В среду директор по безопасности РПЛ Александр Мейтин сообщил, что рост составил 28%. По словам господина Мейтина, первые 17 туров посетили 2,3 млн человек. При этом для обеспечения безопасности привлекается меньше сотрудников полиции, чем раньше. В основном за счет значительного (на 33%) увеличения количества контролеров-распорядителей.
По мнению Павла Пивоварова, внедрение Fan ID может отпугнуть болельщиков.
Он отметил, что большая часть прироста посещаемости обеспечена не покупателями сезонных абонементов (их количество у «Зенита», как и раньше, не превышает 20 тыс.), а публикой, которую трудно отнести к числу активных болельщиков. Станут ли такие болельщики терпеть неудобства ради получения Fan ID, которым они будут пользоваться нерегулярно,— вопрос.
Отметим, что системы, похожие на Fan ID, используются на других чемпионатах. Например, в Италии и покупка билета, и проход на стадион возможны лишь при предъявлении документа, удостоверяющего личность. А для посещения выездных матчей фанам с сезона 2009/10 года нужно оформлять полноценный Fan ID, что, как уверяет Роман Бабаев, негативно сказалось на посещаемости (правда, цифры этого мнения не подтверждают: средняя посещаемость игр серии A держится в диапазоне 22–24 тыс. зрителей). Система, схожая с Fan ID, работает и в Турции. Но там она действует на уровне клубов: для посещения матчей той или иной команды требуется предварительно получить паспорт болельщика. Но в турецком случае негативного влияния на посещаемость не отмечается. Напротив, за последние два сезона она выросла почти вдвое — примерно до 19 тыс. болельщиков в среднем за матч.
Александр Петров