Издание «КоммерсантЪ» сообщает, что, по информации от их источников, всё большее количество ноутбуков и клавиатур, ввозимых в Россию, поставляется без русской раскладки. Предполагается, что к концу года таких поставок будет около 10% по причине введения принципа параллельного импорта. Причем такая ситуация может складываться не только по закупкам известных зарубежных вендоров, но также и по малоизвестным китайским брендам.
По этой причине также возникают проблемы с исполнением госконтрактов, подразумевающих поставку автоматизированных рабочих мест, в комплектность которых, помимо системного блока и монитора, должна также включаться клавиатура с кириллической раскладкой. Требования тендера не подразумевают возможность поставить АРМ без клавиатуры, также как и не допускают поставки клавиатуры только с латинской раскладкой, и у поставщиков появляются сложности из-за необходимости закупать клавиатуру с русской раскладкой.
Изначально гравировка на клавиатуру наносится на стадии производства на заводе –производителе. Однако, условия параллельного импорта подразумевают закупку в странах ЕАЭС, что означает, что не вся продукция для этих стран поставляется с нанесенной на клавиатуру кириллицей. По сведениям «М.Видео-Эльдорадо», розничные продажи ноутбуков в РФ показали результаты за первое полугодие 2022 года 1,4 млн штук на сумму 90 млрд руб. При этом клавиатур в том же периоде реализовано на 4 млрд руб., а количество проданных единиц составило около 2 млн.
В принципе, вопрос решается нанесением гравировки на имеющуюся клавиатуру даже непосредственно в РФ. Впрочем, и в страны ЕАЭС также поставляется продукция, в том числе, с русской раскладкой – например, в сетевых магазинах Киргизии, Казахстана и Белоруссии такие встречаются в ассортименте – это связано с тем, что в странах ЕАЭС доля населения, говорящего на русском языке, довольно значительна.
Кроме того, успокаивают в Минпромторге, стоимость гравировки не настолько значительна, чтобы существенно повлиять на цену конечного продукта. Основная проблема заключается не в том, чтобы нанести гравировку на клавиатуру, что в среднем стоит полторы-две тысячи рублей, а то, что в отдельных случаях технология нанесения гравировки требует разбора устройства и съема клавиатуры, что, в свою очередь, снимает с производителя гарантийные обязательства, так как устройство было вскрыто после продажи.
В сравнении с февралем, лазерная гравировка сейчас пользуется повышенным спросом – он увеличился в полтора-два раза, и эксперты прогнозируют, что в дальнейшем он продолжит расти. Если до этого в снабжении русской раскладкой нуждались преимущественно устройства, завезенные из США и Европы, то сейчас речь идет скорее о турецкой технике, а также ввезенной из ОАЭ.
Еще одним минусов нанесения гравировки с кириллицей на устройства, завезенные из стран, кириллицу не использующих, заключается в том, что для этого необходимо вскрытие коробки. А вскрытая коробка является фактором, настораживающим покупателя, и многих может оттолкнуть от покупки устройства.
Крупные российские продавцы пока рассматривают три основных варианта: нанесение гравировки до продажи устройства, после продажи в качестве бесплатной услуги, или добавление в комплект поставки наклеек с русскоязычной клавиатурой, при этом продавцы намерены сохранять гарантийные обязательства при любом раскладе.