По словам Никифорова, в 2018 году государство перестанет субсидировать аналоговое телевидение. Это не означает, что его отключат. В Минкомсвязи «Ленте.ру» пояснили, что телеканалы, помимо цифрового формата желающие вещать и в аналоговом, такую возможность получат: для этого им достаточно договориться с распространителем сигнала — Российской телевизионной и радиовещательной сетью (РТРС). Продолжить вещать аналогово смогут, к примеру, региональные каналы.
Сам по себе переход на «цифру» к 2018 году — не новость. В 2009 году, когда ажиотаж вокруг запуска цифрового ТВ в России только набирал обороты, чиновники строили радужные планы о полном переходе на новый формат вещания к 2015 году, позже планы скорректировали и назвали новый рубеж — 2018 год. Предполагалось, что к тому времени больше половины россиян обзаведутся телеприемниками, способными читать цифровой сигнал.
Цифровое телевидение отличается лучшим качеством, позволяет уместить больше каналов в одном диапазоне частот, оно более устойчиво к помехам. Зачастую созданию ряби или полос на телеэкранах способствует плотная городская застройка. Цифровой вид передачи позволяет сигналу обходить эти препоны и давать на выходе гладкую картинку.
Переход на цифровое телевидение — общемировая тенденция. На Западе этот процесс начался на десять лет раньше, чем в России. За рубежом цифровое вещание началось еще в 1990-х годах, тогда как в России тестировать «цифру» начали в 2000 году (в Нижегородской области). К настоящему времени от аналогового формата отказалась почти вся Западная Европа, Скандинавские страны, США, некоторые государства СНГ и Латинской Америки. В 2017 году полностью отказаться от аналогового вещания в пользу цифрового планирует Украина.
В то время, когда в Люксембурге и Нидерландах впервые полностью перешли на «цифру» (в 2006 году), в России только еще создали правительственную комиссию, которая занялась проработкой концепции внедрения новых стандартов ТВ. Ее возглавлял Дмитрий Медведев. Став в 2008 году президентом, он вплотную занялся вопросами телевидения (тогда же была предпринята попытка создать общественное телевидение, вылившаяся в открытие канала ОТР с миллиардными субсидиями — прим. «Ленты.ру»). В 2009 году была утверждена Федеральная целевая программа, согласно которой инвестиции в цифровое телевещание составляли почти 165 миллиардов рублей.
Было решено, что новый формат станет приходить в дом к зрителям мультиплексами — пакетами, которые передаются на одной частоте. В первый мультиплекс вошли десять федеральных телеканалов — Первый канал, «Россия 1», «Россия 2» (позже ее частоты передали «Матч ТВ»), НТВ, Пятый канал, «Россия К», «Россия 24», «Карусель», свежеиспеченный ОТР и «ТВ-Центр».
Места во втором мультиплексе выставили на конкурс. За право быть общедоступными на всей территории России боролись десятки каналов. В результате во вторую цифровую десятку попали «РЕН ТВ», СТС, «Спас», «Домашний», «ТВ-3», «Пятница», «Звезда», «Мир», ТНТ и «Муз-ТВ» (сейчас — «Ю»). Среди каналов, которые претендовали, но не вошли в мультиплекс, были Russia Today, «Дождь», «Перец», «НТВ Плюс», «Комсомольская правда».
За возможность состоять в мультиплексе каналам приходится немало платить. Первоначально планировалось, что телекомпании будут ежегодно выплачиваться РТРС почти по миллиарду рублей на строительство необходимой инфраструктуры и поддержание сигнала. Впоследствии ежегодные выплаты снизили до 150 миллионов, но с 2019 года, после полного развертывания второго мультиплекса, стоимость вещания в нем снова может подняться до миллиарда рублей.
Для некоторых каналов эта сумма оказалась неподъемной. Так, православный «Спас», существующий, как заявляет его гендиректор, исключительно на пожертвования зрителей, до сих пор не может расплатиться с РТРС, и, как выяснилось в июле, вовсе не имеет договора с распространителем сигнала.
До кризиса власти планировали запустить и третий мультиплекс, в который вошли бы и региональные каналы, но задумка не удалась — идею признали экономически невыгодной. В итоге третий мультиплекс запустили только в Крыму за счет цифровой инфраструктуры, доставшейся полуострову в наследство от Украины.
В Минкомсвязи «Ленте.ру» пояснили, что к 2018 году цифровым вещанием будет охвачено 98,1 процента населения России (десять бесплатных каналов первого мультиплекса к концу 2016 года будут доступны 98,3 процента жителей страны). Остальные 1,9 процента — это мелкие населенные или незаселенные пункты, а также поселки полярников. Однако широкий охват вовсе не означает, что новое телевидение придет в каждый дом, говорит пожелавший остаться анонимным топ-менеджер телекомпании, чей канал входит в один из мультиплексов.
Чтобы подключиться к цифровому ТВ и бесплатно смотреть 20 общедоступных телеканалов, телевизор абонента должен быть способен получать сигнал DVB-T2 (европейский стандарт цифрового эфирного телевидения второго поколения — прим. «Ленты.ру»). Однако далеко не все телевизоры даже современных моделей оснащены таким приемником. В том случае, если устройство не поддерживает DVB-T2, зрителю придется приобрести специальную приставку с ресивером, которая стоит не менее тысячи рублей.
«Если "поднять" 20 каналов на спутник, то получится, что 98 процентов жителей России охвачены сигналом. А дальше возникает вопрос: видят ли они его? Для этого ведь нужна коробочка. "Охвачены" и "есть девайс" — это две совершенно разные истории», — объясняет собеседник «Ленты.ру».
По его информации, только 70 процентов телевизоров россиян способны поддерживать необходимый цифровой сигнал, и только половина из них может выводить цифровую картинку на экран без дополнительной приставки. Остальные 30 процентов — старые телевизоры, которые не воспринимают «цифру».
Приставки нельзя назвать дорогостоящими, «но, судя по тому, что 30 процентов граждан не могут поменять старый телевизор на новый, у них, вероятно, нет лишних денег и на покупку дополнительных девайсов», предположил менеджер канала.
К слову, в 2012 году Минкомсвязи предложило регионам обеспечить такими устройствами несколько миллионов малообеспеченным граждан. Планируют ли власти помогать в этом льготникам — пока неизвестно.
Собеседник «Ленты.ру» утверждает, что ни у одного телеканала пока нет понимания, как будет происходить окончательный переход с «аналога» на «цифру» (как и отсутствует представление о реальных потерях, которые они могут понести). Резкого, одномоментного перехода не случится, считает он: велик риск того, что часть населения останется без общедоступных каналов, что может повлечь общественное негодование.
Светлана Поворазнюк