Французские производители начали терять крупные заказы от России на космическое оборудование, при этом речь идет не только о новых контрактах, но и о пересмотре заключенных ранее. Оператор спутниковой связи «Газпром космические системы» («Газком») решил пересмотреть отношения с французской Thales Alenia Space, выигравшей контракт на проектирование, производство, испытания и поставку «под ключ» космического аппарата «Ямал-601» еще в 2013 году. Сумма контракта на производство геостационарного спутника превышала $300 млн, а соглашение с Thales предусматривало также обучение персонала «Газкома» инженерами французской компании.
— Геостационарный спутник планировалось изготовить с помощью французской компании Thales Alenia Space France, но в связи с изменением экономической ситуацией (курсов валют), заказ на изготовление данного аппарата был передан российской компании «ИСС имени Решетнёва», что экономически оправданно, — рассказал «Известиям» Александр Шмыгов, глава пресс-службы «Центра Хруничева», заключившей на прошлой неделе контракт на запуск «Ямала-601» с помощью носителя «Протон-М».
В «Газкоме» уточнили, что на сегодняшний день контракт с Thales является действующим, но сейчас проводится его переформатирование «с привлечением российских предприятий для изготовления платформы спутника».
По словам генерального конструктора «Газкома» Николая Севастьянова, переформатирование проекта вызвано «необходимостью расширить участие российских компаний в реализации данного проекта».
Высокопоставленный источник в Роскосмосе пояснил, что «Газпрому» (тендер среди производителей в интересах «Газкома» проводил сам «Газпром») сложно аннулировать результаты тендера и передать заказ другому поставщику — такой ход будет противоречить положению о закупках компании. Поэтому решено взять у Thales целевое приемопередающее оборудование, которое в любом случае закупалось бы «Решетнёвым» за рубежом, причем именно у Thales, и установить его на российскую спутниковую платформу. Благодаря чему «Решетнёв» возьмет на себя минимум 40% стоимости контракта.
Генеральный директор «ИСС имени Решетнёва» Николай Тестоедов заявил «Известиям», что на сегодняшний день контракт с «Газкомом» не заключен, однако компания готова выступить в данном проекте в качестве поставщика платформы и интегратора космического аппарата.
В пресс-службе Thales Group на запрос «Известий» не ответили.
Второй французской компанией, лишившейся крупного контракта в РФ, вероятнее всего, станет EADS Astrium, победитель конкурса на поставку спутника «Экспресс-АМУ2» для ФГУП «Космическая связь» (ГПКС). В феврале прошлого года конкурсная комиссия ГПКС признала победителем конкурса EADS Astrium, предложившую лучшую цену, — 4,8 млрд рублей. Участвовавшие в том конкурсе «ИСС имени Решетнёва» оспорили результаты в арбитраже, но пока суды выносят решения в пользу ГПКС.
— Вопрос с закупкой «Экспресс-АМУ2» обсуждался Военно-промышленной комиссией (ВПК), которая сочла нецелесообразным приобретение этого спутника за рубежом, — рассказал собеседник в Роскосмосе. — Скорее всего, и этот контракт достанется «Решетнёву», который опять-таки купит транспондеры у Thales.
В ГПКС «Известиям» подтвердили, что ВПК приняла решение по закупке «Экспресс- АМУ2».
— Решение ВПК до нас доведено, — заявили в пресс-службе компании. — Оно никоим образом не затрагивает закупочную политику предприятия в целом, которая осуществляется в строгом соответствии с ФЗ-223. Несмотря на судебные решения по иску «Решетнёва» в пользу ГПКС, предприятие не планирует действий по данному проекту до окончания всех судебных процедур.
Договор с победителем конкурса на создание аппарата «Экспресс-АМУ2» ГПКС не подписан.
В представительстве EADS Astrium от комментариев воздержались.
— Франция показала себя ненадежным поставщиком в ситуации с веролетоносцами класса «Мистраль», — констатирует член-корреспондент российской Академии космонавтики Андрей Ионин. — Из-за этой непонятной ситуации от контрактов с французами отказываются сейчас не только российские компании. Логично, что теперь наши крупные госкомпании перестраховываются — ведь поставка спутника связи может быть отложена на неопределенный срок ровно по той же схеме, что и «Мистрали». И если по поводу «Мистралей» есть дискуссия — нужны они нам или нет, то новые спутники нам нужны точно.
В декабре прошлого года министр связи РФ Николай Никифоров предложил наложить отраслевые санкции на Францию и французские компании в ответ на отказ передать Военно-морскому флоту России уже построенный вертолетоносец «Владивосток». Никифоров предложил «директивно указать» ГПКС на необходимость разорвать отношения с Eutelsat — крупнейшим в мире оператором спутниковой связи со штаб-квартирой в Париже. Также Никифоров предлагает запретить ГПКС покупку спутника «Экспресс-АМУ2» у EADS Astrium. В то же время, по словам источника в Роскосмосе, решение ВПК о нецелесообразности закупки «Экспресс-АМУ2» во Франции было принято еще до появления письма Никифорова.
Иван Чеберко