Об этом рассказала начальник управления частотных назначений спутниковых систем ФГУП "Главный радиочастотный центр" (ГРЧЦ) Елена Живова на конференции SatNet 2012, организованной ComNews Conferences. "Данное решение относится к судам, находящимся в пределах российских территориальных вод, и исключает только VSAT-станции, установленные на бортах воздушных судов. Больше не потребуется оформлять отдельные решения ГКРЧ для каждого пользователя", - пояснила она.
"Мы поддерживаем упрощение процедур, связанных с применением земных станций спутниковой связи на подвижных объектах, - сказал репортеру ComNews генеральный директор оператора спутниковой связи "Стэк.Ком" Олег Куц. - Обобщенное решение будет способствовать развитию конкуренции на этом рынке. Ранее требовались частные решения ГКРЧ. Такое решение компания "Стэк.Ком" получила полгода назад, и у нас уже есть несколько десятков абонентов на российских судах". По мнению Олега Куца, рынок сдерживают не только ограничения регулятора, но и дороговизна оборудования.
Как ранее сообщал ComNews, в октябре 2011 г. компания "Стэк.Ком" получила частное решение ГКРЧ, разрешающее применение VSAT-станций Ku-диапазона на транспорте, в частности на морских и речных судах во время их движения. Ранее системы связи Ku-диапазона использовались исключительно для построения сетей фиксированной связи, а для сетей водного транспорта применялись системы связи L-диапазона.
Другой спутниковый оператор, ООО "РуСат", в феврале 2011 г. заключил соглашение с поставщиком систем развлечений и связи в полете Panasonic Avionics Corporation, по которому оператор предоставил широкополосный канал для оказания телекоммуникационных услуг на борту самолетов. На арендованной полосе частот в Ku-диапазоне на спутнике "Ямал-201" Panasonic Avionics организует систему предоставления услуг связи во время полета над территорией РФ (см. новость ComNews от 16 февраля 2011 г.).
По мнению первого заместителя генерального директора "РуСат" Олега Ватулина, предложение Роскомнадзора не имеет логического объяснения с точки зрения текущей рыночной ситуации. "Как мы видим, количество российских спутников с зоной покрытия территориальных морей РФ ничтожно мало, а планируемые запуски новых космических аппаратов откладываются еще на год. Кроме того, не совсем понятен смысл этого решения в пределах только российских территориальных вод. Получается, что мы опять пытаемся построить внутреннюю сеть, абсолютно не связанную с миром, которую можно будет использовать исключительно в нашей стране", - рассуждает Олег Ватулин.
Олег Ватулин считает, что ориентироваться следует на международный рынок - создавать глобальные зоны покрытия в партнерстве с иностранными операторами. "Например, такие зоны покрытия активно развивают Intelsat, ViaSat и Panasonic Avionics. Компания KVH предлагает российским операторам подключение к сети и образование глобальной зоны покрытия. Такое сотрудничество будет интересно для российского рынка и позволит активно использовать западные технологии, а также успешно выстраивать межстрановые коммуникации", - добавил Олег Ватулин.
Генеральный директор оператора спутниковой связи "Сетьтелеком" (бренд AltegroSky) Сергей Пехтерев полагает, что принятие обобщенного решения снизит затраты операторов, но сам рынок спутниковой связи на подвижных объектах из-за этого документа сильно не изменится. "Процедура получения разрешения на использование частот никогда не была здесь главным тормозом, основная проблема этого сегмента рынка - его небольшой размер, связанный, прежде всего, с высокой стоимостью передвижных VSAT, которая составляет от $30 тыс. до $100 тыс.", - пояснил глава "Сетьтелеком".
По данным аналитического агентства Comsys, потребность в специализированных спутниковых технологиях для организации связи на море растет: в течение последних 10 лет спрос на спутниковые морские системы удвоился. Comsys утверждает, что сегодня более 10 тыс. судов применяют технологию морского VSAT, а к 2016 г. их количество вырастет более чем в два раза, объем всего рынка превысит $2 млрд.
Мария Петрова