Напомним, что компания Luxoft является подразделением IBS Group в области Software Development и насчитывает 5800 сотрудников. Выручка компании по итогам 2011 года составила $271,1 млн, что на 37 % больше итогов 2010 года. Одновременно Luxoft работает над 540 проектами более чем для 130 клиентов, среди которых крупнейшие мировые компании: IBM, Boing, Ford, Bosh, AMD, Hewlett-Packard и другие (более подробно о бизнесе IBS Group и Luxoft можно узнать в материале рубрики «Аутсорсинг» от 8 апреля 2013 г.). Luxoft сегодня работает в 6 основных секторах: финансово-банковский, телекоммуникации, технологический сектор, энергетика, автомобильная электроника, а также онлайн-решения для путешествий и авиационный сектор. Соответственно, компания занимается для своих заказчиков разработкой и поддержкой программного обеспечения и приложений, тестированием и процессным консалтингом в области разработки ПО, а также разработкой технологических продуктов. Соответственно, якорными странами присутствия для Luxoft являются Украина (2600 человек), Россия (2100 человек) и Румыния (700 человек), оставшиеся сотрудники приходятся на центры разработок в Польше, Германии, Вьетнаме, Великобритании, а также на офисы продаж, размещенные в США, Европе и Сингапуре.
Нетрудно заметить, что более 90 % разработчиков Luxoft приходится именно на регион Центральной и Восточной Европы, и этому есть вполне очевидные причины. Во-первых, по словам вице-президента Luxoft в странах Восточной Европы и директора «Luxoft Украина» Дмитрия Кушнира, это сохранившееся очень хорошее фундаментальное техническое образование с достаточно глубоким погружением в такие предметы, как математика, физика, компьютерные науки, алгоритмизация и т. д. Это создает очень хороший фундамент для инженеров, на базе которого они могут получать более специализированные знания в технологиях, языках программирования, технологических платформах и т. д. Кроме того, здесь уже сформирован сильный ИТ-рынок, имеется достаточно много компаний, где работают специалисты. Именно на примере Украины в Luxoft убедились, что могут достаточно хорошо развиваться именно в условиях уже сформированной ИТ-экосистемы. Еще одним фактором стало наличие у специалистов на рынке не только технологической, но и узкоотраслевой экспертизы. Так, к примеру, для Румынии – это телекоммуникации, для Украины – финансово-банковский сектор и автомобильная электроника. В Польше изначально сложилось, что Luxoft пришел туда под финансово-банковский сектор, центр разработок во Вьетнаме специализируется на тестировании и наработке экспертизы для заказчиков из стран Юго-Восточной Азии. Из последних появившихся офисов можно отметить центр разработок в г. Фильдерштадт (Германия) для получения экспертизы в области HMI (Human-Machine Interface или интерфейсы для автомобильной электроники).
Глобальная сеть центров разработки и офисов продаж Luxoft
Стратегия компании заключается в дальнейшей экспансии в случае необходимости приобретения той или иной экспертизы, поэтому, по словам г-на Кушнира, карта глобального присутствия Luxoft будет только расширяться. Однако для прихода в ту или иную страну для Luxoft важно наличие не только требуемой экспертизы, но и сформированная там экосистема. При этом обязательно учитывается общая численность населения, уровень урбанизации, число ИТ-компаний и ИТ-специалистов и т. д. Сочетание всех этих параметров пока привело к присутствию Luxoft лишь в четырех странах Центральной и Восточной Европы (помимо Украины и России, это Румыния и Польша), но, возможно, в среднесрочной перспективе возможен выход и в другие страны региона. «Почему мы еще идем в те или иные страны – прежде всего, там должно быть достаточно умных людей, в независимости от налогового климата. В этом плане Украина и Россия отвечают нашим требованиям больше, чем Беларусь, – к примеру, там небольшое население, мало программистов, поэтому игра попросту не стоит свеч. И только после этого мы смотрим на налоговый режим, к тому же и средний уровень зарплаты в каждой стране отличается. Так, во Вьетнаме программист стоит ровно в 4 раза дешевле, чем в России, и считается, что там мы платим очень большие деньги, по крайней мере, в 1,5 раза больше, чем в других компаниях. Соответственно, мы конкурируем с другими компаниями, которые в этих странах также нанимают сотрудников. Поэтому после критической численности инженеров и программистов в стране нас больше всего волнуют именно налоги на зарплату, а не налоги на прибыль. Соответственно, где уровень социальных отчислений ниже, та страна для нас более интересна. Сейчас на Украине лучше налоговый режим, чем в России, в том числе по этой причине здесь у Luxoft больше сотрудников», – прокомментировал, в свою очередь, президент IBS Group Анатолий Карачинский.
Напомним, что в прошлом году на Украине был принят закон, который ввел специальный льготный налоговый режим для ИТ-компаний, но только по двум налогам: на прибыль и НДС. Сейчас же в парламенте Украины находится законопроект, направленный на введение льгот по социальным налогам – самый больной вопрос для отрасли, где заработная плата существенно выше средней по стране. В то же время, говоря об Украине, необходимо иметь в виду, что здесь работает около 38 тыс. инженеров, 75 % которых работают в секторе ИТ-аутсорсинга, что принципиально важно для Luxoft. Это значит, что они работают с западными заказчиками, у них есть достаточно хороший уровень английского языка, профессиональный опыт и экспертиза – все это позволяет находить на рынке очень сильных и талантливых инженеров. Кроме того, на Украине работает около 900 ИТ-компаний, большая часть из которых небольшие и средние. Это также хорошо для Luxoft, потому что компания занимает нужное место в сложившейся экосистеме, абсорбируя наиболее профессиональных, дерзких и стремящихся сделать карьеру сотрудников небольших компаний. В свою очередь, те, не имея возможности удовлетворить амбиции набравших опыт профессионалов, набирают выпускников вузов, которые там набираются опыта и переходят в более крупные компании, которые предоставляют им все возможности для карьерного и профессионального роста, – так работает экосистема. Каждый год на Украине выпускается около 18 тыс. ИТ-специалистов, это количество позволяет поддерживать ежегодный 20%-й рост рынка. Стоит также отметить, что на Украине более 50 технических вузов, ключевые из них расположены в городах присутствия Luxoft (открытие офиса в Киеве в 2005 году, в Одессе – в 2006 году, в 2007-м – в Днепропетровске). В целом сегодня на Украине работает более 2600 сотрудников для 50 клиентов. Таким образом, эта страна является самой крупной территорией присутствия для Luxoft (40 – 45 %) и одной из самых крупных для IBS Group в целом.
В Luxoft знают секретную формулу конвертации населения стран Центральной и Восточной Европы в программистов – в соответствии с ней пока компания присутствует в четырех странах CEE. В таблице представлены прочие важные факторы для выхода в страну
«То, что именно Украина стала самой крупной страной присутствия Luxoft и одним из крупнейших центров для IBS Group в целом, является сочетанием нескольких факторов. Когда мы начинали бизнес здесь, сначала мы действительно привлекали специалистов из России, но очень быстро переключились на локальный менеджмент и инженерный персонал. Мне кажется, это стало важным фактором успеха, потому что местный персонал лучше понимает специфику рынка и менталитет сотрудников. Второй причиной стало наличие на Украине уже сформированной экосистемы. Кроме того, важным фактором стало и то, что еще на начальном этапе мы построили здесь учебный центр, который в итоге стал одним из наших самых значимых конкурентных преимуществ. И наконец, я считаю, что Luxoft располагает здесь самой сильной менеджерской командой на рынке технологических компаний», – прокомментировал вице-президент Luxoft в странах Восточной Европы и директор «Luxoft Украина» Дмитрий Кушнир.
По словам г-на Кушнира, важной составляющей успешности компании на рынке является выбранная кадровая политика, основной целью которой является сохранение экспертизы внутри компании: сегодня 95 % из 5800 сотрудников Luxoft имеют опыт работы от 3 лет и выше, а свыше 60 % работают более 7 лет. Такая кадровая стабильность достигается двумя практиками, первую из которых условно можно назвать bench или лавкой запасных. Она продиктована желанием удержать сильных специалистов, закончивших работу над своим проектом, с предоставлением каких-то временных активностей до нахождения нового задания. Вторая практика – это возможность мобильности персонала или его ротация в рамках компании, к примеру, когда сам сотрудник устал работать в одном, длящемся продолжительное время проекте. Все это позволяет Luxoft не только сохранить профессиональное «ядро» разработчиков, но и при старте работы с новыми заказчиками позволяет очень быстро мобилизовать значительное число достаточно сильных и опытных сотрудников, иногда с релевантной экспертизой. Дмитрий Кушнир также отметил, что принципиальным требованием практически всех заказчиков, пришедших в последнее время, было то, чтобы Luxoft выделил ключевую команду разработчиков именно изнутри компании, чтобы они были уже проверенными и опытными.
Вице-президент Luxoft в странах Восточной Европы и директор «Luxoft Украина» Дмитрий Кушнир
Именно стабильность основного «ядра» разработчиков Luxoft позволяет компании с 5800 сотрудниками конкурировать с настоящими аутсорсинговыми гигантами из Индии со штатом более 100 тыс. человек. «Что такое индийская компания на 150 тыс. человек? Это значит, что сравнимое с нами число сотрудников в 6 тыс. человек они набирают за месяц. Обратной стороной этого процесса является высокая текучесть кадров (индийские программисты при наборе опыта сразу стремятся занять менеджерские позиции в другой компании), а также необходимость набора достаточно неопытного персонала. С учетом более низкого уровня образования в Индии, все это приводит и к более низкому качеству создаваемого продукта. Мы же лишены такого масштаба, и нам удается удержать высокое качество работы. К тому же сегодня уже неоднократно говорилось, что на постсоветском пространстве и шире странам бывшего соцлагеря удалось сохранить уникальную систему фундаментального технического образования. Это дает нам возможность брать сложные и проблемные проекты с вызовом, для решения которых очень многие заказчики приходят к нам как раз после Индии, говоря, что они больше не могут там работать. Там действительно есть определенный барьер, выше которого индусы не вытягивают, нам часто приходится брать код после них и полностью перерабатывать», – прокомментировал Дмитрий Кушнир.
В то же время если сравнивать стоимость ИТ-специалиста на Украине и в России с Индией, то там она на 20 – 30 % ниже, при этом их сравнительная эффективность работы тоже ниже в 1,5 – 2 раза, что также помогает конкурировать Luxoft на глобальном аутсорсинговом рынке. Говоря о других конкурентах, г-н Кушнир также отмечает повышение активности компаний из Китая. Кроме того, периодически Luxoft также сталкивается и выигрывает у крупных игроков – к примеру, IBM или Accenture. В регионе Центральной и Восточной Европы наиболее крупным и заметным конкурентом является EPAM, также имеющий российские корни. Хотя, по словам представителей Luxoft, у двух компаний все же есть различия в ключевых отраслевых секторах, где они работают. Luxoft по сравнению с EPAM обладает уникальными компетенциями в области ПО для автомобильной электроники, энергетики, в телекоммуникациях, более развитой финансовой практике.