ГЛОНАСС: перспективы на массовом рынке

Генеральный директор Федерального сетевого оператора «НИС ГЛОНАСС» Александр Гурко встретился с журналистами на пресс-конференции в Москве и рассказал о текущих планах по продвижению технологии ГЛОНАСС на массовый рынок. Среди ключевых проектов, реализуемых «НИС ГЛОНАСС», программа экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», разработка и внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в городах России, которые помогут частично решить проблему пробок, и создание Логистическо-транспортного центра Олимпийских игр 2014 года.
«Спутниковая навигация и ее развитие сегодня повторяют тот путь, который прошла индустрия персональных компьютеров в 80-е годы, Интернет в 90-е годы, а также сотовая связь в 2000-е. Мировой рынок спутниковой навигации сегодня оценивается в $90 млрд долларов, а к 2016 году эта сумма должна удвоиться. Российский же рынок пока находится только в начальной стадии развития, его объем не превышает 2 % от общемирового. Потенциал рынка в России большой, и мы с вами, по сути, присутствуем при формировании новой отрасли, которая будет бурно расти в течение ближайших 10 лет», – отметил Александр Гурко.

Российская спутниковая группировка ГЛОНАСС уже сегодня покрывает 100 % территории России, и, как уверен г-н Гурко, в 2011 году будет обеспечено полное покрытие всей земной поверхности. Основная задача «НИС ГЛОНАСС» состоит в коммерциализации ГЛОНАСС, продвижении этой технологии на массовый рынок. 
Пока ГЛОНАСС применяется в основном на профессиональном рынке, как признал Александр Гурко. В первую очередь речь идет о профессиональных системах транспортного мониторинга различного назначения. В 2015 году совокупный объем навигационного рынка в РФ достигнет более 250 миллиардов рублей в год, а спрос на навигационное оборудование ГЛОНАСС превысит 8 миллионов единиц в год. Задача «НИС ГЛОНАСС», по словам Александра Гурко, как раз и заключается в том, чтобы сделать эту технологию массовой, реализовав ряд соответствующих проектов. 

Генеральный директор Федерального сетевого оператора
«НИС ГЛОНАСС» Александр Гурко

Среди ключевых проектов, которые реализует ФСО «НИС ГЛОНАСС», программа экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», разработка и внедрение Интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в городах России, создание Логистическо-транспортного центра Олимпийских игр 2014 года и другие.

Запуск системы «ЭРА-ГЛОНАСС», которая по своим функциям близка к европейской eCall, планируется уже в 2013 году. По оценкам экспертов, ее использование позволит сократить время прибытия скорой помощи и спасателей в среднем на 30 процентов. Как отметил Александр Гурко, прямой экономический эффект от эксплуатации системы «ЭРА-ГЛОНАСС» к 2020 году должен составить примерно 25 млрд рублей ежегодно.
С целью формирования единого пространства безопасности в России и Европе проводится согласование стандартов российской «ЭРА-ГЛОНАСС» и европейской системы eCall. Для реализации данной задачи «НИС ГЛОНАСС» вошел в состав существующих рабочих групп по проекту eCall в качестве члена-наблюдателя и подписал протокол об организации совместной рабочей группы по гармонизации стандартов eCall и «ЭРА-ГЛОНАСС». Клиентские терминалы «ЭРА ГЛОНАСС» сегодня тестируются на заводе АвтоВАЗ.

Касаясь столь острой проблемы, как транспортная система крупных городов, Александр Гурко отметил, что снизить интенсивность нагрузки на транспортную сеть можно с помощью управления транспортным потоком. Проект внедрения Интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Москвы, судя по мировому опыту, поможет оптимизировать работу транспортной системы и способствовать решению «дорожной проблемы» столицы.
«ИТС развивался в крупных мировых мегаполисах. В 1970 году эта система была реализована в Токио, в 1980 году – в Париже, затем в Стокгольме и теперь в Москве. Эта система – необходимое условие решения проблемы пробок, но не достаточное», – сказал г-н Гурко.

На данный момент специалистами «НИС ГЛОНАСС» и партнерских компаний в Москве и Московской области оборудованием ГЛОНАСС оснащено более 10,5 тыс. транспортных средств. В целом по России создано 100 центральных диспетчерских служб и 4 тыс. диспетчерских центров. Однако, по словам Александра Гурко, для повышения эффективности управления и обеспечения безопасности перевозок необходимо ускорить оснащение городского транспорта оборудованием ГЛОНАСС, перейти от частных решений к созданию единых центров управления.

Что касается массового производства оборудования, то, по словам г-на Гурко, ФСО «НИС ГЛОНАСС» достиг договоренности о создании совместного предприятия на территории Индии и производстве навигационных устройств. Контракт между Федеральным сетевым оператором «НИС ГЛОНАСС» и индийской компанией Antrix будет подписан в марте. «Нашим партнером выбрана государственная индийская компания Antrix. Соглашение, регулирующее наше взаимодействие, уже было подписано в прошлом году. Сейчас идет обсуждение бизнес-плана, в соответствии с которым мы должны определить объем инвестиций, дальнейшие наши планы».

Исполнен первый контракт на поставку ПО и оборудования для компании HBL PowerSystems и организовано проведение тестовых испытаний приёмников ГЛОНАСС/GPS в NationalPhysicalLaboratory в Дели. Подана заявка на участие в тендере по созданию ИТС в ряде штатов Индии. Кроме того, в данный момент ведутся переговоры по подписанию соглашений о сотрудничестве и контрактов на внедрение систем на базе ГЛОНАСС в Белоруссии, Казахстане, Украине, Бразилии, Италии, ЮАР, Египте, и Бахрейне.

Автор: Григорий Рудницкий.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг, Оборудование, Регулирование

Ключевые слова: ГЛОНАСС