Вместе с концепцией НСУД на заседании была представлена и дорожная карта создания и развития системы до 2024 года. В разработавшем концепцию Аналитическом центре (АЦ) при правительстве отмечают, что сейчас органы власти используют более 300 зарегистрированных федеральных государственных информсистем (ГИС) и еще столько же незарегистрированных. При этом связанные и влияющие друг на друга объекты учитываются в разных реестрах. Ключевой проблемой сферы госданных в АЦ считают их низкую актуальность, что сказывается на качестве управленческих решений и услуг. Есть и вопросы недостоверности сведений в ключевых реестрах, а также угрозы безопасности из-за неурегулированности вопросов владения данными, низкой культуры обращения с ними и непрозрачности использования. Наконец, проблемой является отсутствие доступа к госданным у бизнеса и граждан, а также избыточная нагрузка на них из-за больших объемов отчетности.
Правовое поле для системы должен создать рамочный закон, регламентирующий определение, цели и порядок управления НСУД, а также права и обязанности ее участников. Нужны и дополнительные нормативные документы, уточняющие порядок ведения национального реестра, требования к форматам данных и управлению ими, а также процесс создания информационно-технической инфраструктуры и сервисов на базе НСУД. Строить систему предполагается на основе существующей инфраструктуры электронного правительства — Единой системы идентификации и аутентификации, Федерального реестра госуслуг, Системы межведомственного электронного взаимодействия, Единой системы нормативно-справочной информации. Интегрированы с НСУД будут и разрабатывающиеся системы цифрового профиля гражданина и цифровой аналитической платформы, выступающие как потребители данных.
Как пояснили “Ъ” в пресс-службе проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» АЦ, НСУД в перспективе позволит перейти к полностью электронным услугам. Например, более десяти существующих госуслуг, связанных с рождением ребенка и предусматривающих не менее двух посещений МФЦ и получение бумажных документов, могут быть заменены дистанционным внесением данных в цифровой профиль.
В систему должны быть заложены механизмы управления качеством данных (в том числе контроля со стороны граждан и бизнеса), инструменты аналитики и «маркетплейс» сервисов на основе данных — при этом вопрос их платности пока не решен. В АЦ рассматривают разные варианты доступа: выделение платного и бесплатного перечня данных. Развилки предусмотрены и по вопросам интеграции НСУД с суперсервисами и финансирования программы: за счет средств нацпроекта, силами самих ведомств или по смешанной схеме (именно к ней склоняются в самом АЦ). Законопроект о НСУД должен быть готов до конца нынешнего года, а оператора системы правительство определит в феврале 2019-го.
По словам директора по развитию АНО «Цифровая экономика» Георгия Грицая, в концепции АЦ речь идет лишь о данных, которые государство производит само либо получает от бизнеса в силу требований закона, а любые упоминания об обработке других бизнес-данных, даже добровольно предоставленных, из нее сознательно изъяты. «Концепция имеет больше архитектурно-технический характер, вопросы регулирования доступа к НСУД, в том числе принципов предоставления и получения данных и сервисов бизнесом, вынесены за скобки»,— отмечает он. Бизнес заинтересован в получении доступа к данным и сервисам НСУД, а государство — в помощи бизнеса, в частности, для проверки согласованности, очистки и обогащения данных.
Дорожная карта предполагает, что НСУД будет запущена к концу 2021 года (до этого должна быть создана нормативная база), еще три года отводится на гармонизацию данных и подключение к системе ведомств и различных ГИС.
Надежда Краснушкина