Минцифры внесло на общественное обсуждение проект постановления правительства РФ, согласно которому эксперимент по переводу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, Центральной избирательной комиссии РФ, государственных внебюджетных фондов и публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" в государственную единую облачную платформу продлевают до 31 декабря 2024 г. (вместо 30 декабря 2022 г.). Кроме того, к эксперименту присоединяются Росводресурсы, Росмолодежь, Рособрнадзор, Росприроднадзор, Россотрудничество.
Пресс-служба "Ростелеком-ЦОД" рассказала корреспонденту ComNews, что эксперимент показал, что ГЕОП хорошо подготовлен технологически к любым стрессам, что особенно актуально в условиях санкций и возросшего количества кибератак. "Апробированные импортонезависимые решения, высокий уровень информационной безопасности и большой запас для наращивания вычислительных мощностей позволяет существенно расширить состав участников эксперимента без рисков снижения устойчивости функционирования ведомственных и государственных информационных систем. Сейчас в ГЕОП участникам эксперимента предоставлено 16 тыс. ядер виртуальных процессоров, более 100 тб оперативной памяти, более 4,2 пб дискового пространства. Санкционное давление существенно увеличивает риски для обновления ведомственной информационной инфраструктуры. Сервисная модель потребления вычислительных ресурсов, которая концептуально заложена в ГЕОП, нацелена, в том числе, на нивелирование рисков дефицита мощностей за счет динамического распределения и адаптивного расширения ресурсов. Кроме того, в рамках эксперимента ГЕОП выстроен процесс мониторинга утилизации ресурсов, который происходит под контролем федеральной государственной информационной системы управления. Что позволяет, при необходимости, оперативно предоставлять ведомствам дополнительные вычислительные мощности. Существующая инфраструктура Ростелекома позволяет полностью закрыть текущие и потенциальные потребности эксперимента ГЕОП и обеспечить высочайший уровень информационной безопасности", - прокомментировала пресс-служба "Ростелеком-ЦОД".
Ведущий аналитик FreedomFinance Global Наталья Мильчакова оценивает продление эксперимента и присоединение к единой облачной платформе новых ведомств положительно. "Это позволит министерствам и ведомствам в разы уменьшить бумажный документооборот, а государству – сэкономить на ИТ-услугах для госорганов. Теперь у большинства российских министерств и ведомств, а через некоторое время – у всех, будет, можно сказать, единый ИТ-отдел, только виртуальный. Продление эксперимента не обязательно означает то, что он вышел за рамки запланированных сроков, это также может означать большой спрос на такую платформу со стороны тех ведомств, которые ранее в эксперименте не участвовали. Сложности в реализации этого проекта есть, и их причина заключается в том, что документооборот далеко не во всех министерствах и ведомствах полностью автоматизирован. Кроме того, есть определенные сложности и с тем, что оператором государственной облачной платформы является только один "Ростелеком", хотя технически возможность подключения к платформе других операторов связи существует. Наверняка теперь появятся сложности и с поставками оборудования для новой платформы из-за ухода некоторых зарубежных компаний из России. На наш взгляд, эксперимент необходимо продолжать, и по мере подключения к облачной платформе новых участников проекта со временем превращать эксперимент в постоянную работу облачного сервиса для госучреждений. В перспективе такие платформы могут стать технической базой для функционирования "электронного правительства", - прокомментировала Наталья Мильчакова.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын рассказал, что единую общегосударственную автоматизированную систему предложил еще Анатолий Китов в 1959 г. в докладе для ЦК КПСС. "Но она не сразу была одобрена, поскольку хотела перенести на общегосударственную платформу и процессы Министерства Обороны, которое не было уверено в целесообразности проекта. В дальнейшем систему ОГАС разрабатывали под руководством академика Виктора Глушкова, но в СССР за два десятилетия не успели доделать. Однако, по-видимому, для многих поколений ОГАС стал своего рода Вавилонской башней, которую непременно надо достроить. Судя по тому, что эксперимент по переводу информационных систем и ресурсов не посягает заполучить на свою платформу и Минобороны, таких больших проблем, как у Китова (у которого даже отобрали партбилет), у нее не будет. Вопрос лишь в скорости развития этого проекта и необходимых и доступных технологий. К примеру, крупное облачное общегосударственное хранилище требует ЦОД-ов, серверов (с процессорами, памятью и дисками) и большого количества кадров для разработки, обеспечения безопасности, законодательной поддержки и т.п. Как хорошо известно, из этого списка далеко не все производится в России или в тех странах, которые могут нам это продать. Телеком-операторы часто отвечают на вопросы, что они будут делать, когда выйдет из строя установленное оборудование. На те же вопросы придется отвечать и разработчикам нового воплощения ОГАС. У предыдущих хотя бы было то преимущество, что компьютеры производились в странах СЭВ, а сейчас и этого нет. Поэтому из соображений безопасности с проектом вряд ли будут спешить до решения проблем со всеми необходимыми компонентами", - считает Леонид Делицын.
Юлия Мельникова