Минкомсвязи подготовило проект о внесении изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Текст разработанного законопроекта появился на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru. Согласно информации в карточке проекта, документ был запущен 25 марта 2019 г. в стандартный процесс независимой антикоррупционной экспертизы, который продлится до 31 марта.
Согласно предложению ведомства, в России вводится на законодательном уровне понятие цифрового профиля для граждан и юридических лиц. Под ним будет подразумеваться совокупность сведений о них, содержащихся в информационных системах госорганов, а также в единой системе идентификации и аутентификации.
Идентификатором граждан и юрлиц будет считаться уникальное обозначение сведений о лице, необходимое для его определения путем применения технических и(или) технологических способов.
Инфраструктурой цифрового профиля будет называться совокупность информационных систем в единой системе идентификации и аутентификации, обеспечивающих доступ к цифровому профилю.
Благодаря появлению цифрового идентификатора, расширяется база допустимых документов, позволяющих достоверно определить соответствующее физическое или юридическое лицо. К традиционному основному документу, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории страны (удостоверения личности гражданина), добавляется один или несколько идентификаторов, которые теперь смогут служить их заменой.
После принятия поправок при совершении и исполнении гражданско-правовых сделок стороны будут вправе в отношениях между собой использовать идентификаторы.
Концепцию цифрового профиля ранее уже разрабатывали Минкомсвязи, Банк России и «Ростелеком».
Понятие инфраструктуры цифрового профиля уже используется в тексте проекта постановления Правительства «О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах», подготовленного Минкомсвязи в конце февраля 2019 г. В этом эксперименте власти рекомендуют принять участие Сбербанку, ВТБ и банку «Тинькофф».
Новый законопроект подводит терминологическую основу под другие юридические документы, которые уже опубликованы на официальном портале или готовятся к публикации.
Пилотным проектом для практического запуска цифрового профиля гражданина может стать сервис предоставления банковского кредита без заполнения анкет и предъявления бумажных документов.
Инфраструктура цифрового профиля создается для обмена сведениями в электронной форме между физическими лицами, организациями, госорганами. С ее помощью станет обеспечиваться идентификация и аутентификация физических и юридических лиц, доступ к цифровому профилю и предоставление сведений, входящих в него — в электронной форме.
В документе отмечается, что по действующим российским законам в ряде случаев согласие гражданина или юридического лица на получение сведений о них с использованием инфраструктуры цифрового профиля требоваться не будет.
Вводимая инфраструктура будет отвечать, например, за обновление данных, получение и отзыв согласия на обработку персональных данных граждан и сведений о юридических лицах, предоставление сведений для формирования запросов на получение госуслуг.
Запросы организаций на получение сведений о гражданах и юридических лицах с использованием инфраструктуры цифрового профиля будут осуществляться как на безвозмездной, так и на возмездной основе. Случаи, размер и порядок осуществления платежей за направление соответствующих запросов будет устанавливать Правительство РФ.