Разработкой концепции занимались Минкомсвязь и Банк России совместно с «Ростелекомом». Запуск цифрового профиля гражданина (ЦПГ) предусмотрен федеральным проектом «Информационная инфраструктура» цифрового нацпроекта. Он позволит гражданам получать данные о себе из государственных информационных систем (ГИС), а также давать разрешения на доступ к этим данным государственным или коммерческим организациям.
ЦПГ станет частью Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), в которой сейчас хранятся данные пользователей сайта Госуслуг.
Сам же принцип оказания услуг изменится: пользователю не нужно будет вводить данные самостоятельно — они будут автоматически загружаться из ГИС и получат юридическую значимость, то есть смогут использоваться при формировании официальных документов. В дальнейшем на базе ЦПГ будут реализованы суперсервисы (см. “Ъ” от 18 октября 2018 года): профиль самостоятельно сформирует и предложит полагающиеся по закону услуги, согласие на получение которых достаточно будет подтвердить в один клик. В результате, как ожидается, гражданин сможет автоматически получить льготы и налоговые вычеты — даже те, о которых он не знал.
По словам руководителя рабочей группы по госуправлению при АНО «Цифровая экономика», директора по стратегическому планированию и развитию «Ренова-Холдинг Рус» Олега Фомичева, концепция в целом одобрена, но ряд деталей еще предстоит доработать. Речь идет о координации усилий по созданию инфраструктуры и сервисов ЦПГ и информационной системы Единого реестра населения, развитии других элементов инфраструктуры электронного правительства, поддержании актуальности и достоверности данных ЦПГ и их юридическом статусе, а также о вопросах формирования и ведения цифрового профиля юридического лица. «Дорожная карта» концепции предусматривает, что законопроект о ЦПГ должен быть внесен в Госдуму к середине апреля, а принят — до конца июня, материально-техническим обеспечением работы системы займется «Ростелеком».
Пилотным проектом в рамках ЦПГ станет сервис по выдаче кредитов для граждан — его запуск должен состояться уже в этом году. «С согласия пользователей банкам (участникам ассоциации "Финтех") планируется предоставить проверенные и актуальные данные, хранящиеся в государственных информационных системах, для заполнения заявки на получение кредита и проведения процедуры скоринга в режиме онлайн»,— пояснил и. о. главы департамента финансовых технологий ЦБ Иван Зимин. По его словам, создание такой среды упростит доступ организаций к госданным, улучшит клиентский опыт при предоставлении коммерческих и госуслуг, снизит их стоимость и повысит качество.
Мобильное приложение для работы с ЦПГ также будет запущено до конца года. В нем в том числе будет обеспечен офлайн-доступ к сведениям о гражданине — паспортным данным, СНИЛС и т. д.
Гражданин, к примеру, сможет подтвердить сотруднику ГИБДД информацию о своих водительских правах (их действительность, имеющиеся категории), не имея при себе документов.
Там же будут храниться цифровые согласия: перечень персональных данных, к которым гражданин предоставил доступ для получения какой-либо услуги»,— пояснил заместитель главы Минкомсвязи Максим Паршин, курирующий проект по госуправлению.
«Дорожная карта» предусматривает поэтапное подключение ГИС к инфраструктуре ЦПГ: на первом этапе в нее войдут только данные о физлицах, которые хранятся в реестрах ведомств и могут предоставляться в режиме реального времени, в дальнейшем система пополнится дополнительными данными о гражданах, в ней появятся профили юридических лиц. При этом разработчики концепции призывают обратить особое внимание на задачу синхронизации мероприятий по созданию Национальной системы управления данными и ЦПГ, поскольку реализация архитектуры последнего «во многом зависит от модернизации ГИС и их готовности предоставлять сведения в режиме реального времени».
Надежда Краснушкина