Первые пять целевых моделей цифровых оказания комплексных услуг гражданам - «суперсервисов» - будут выложены в открытом доступе в июле, сообщил ТАСС замглавы Минкомсвязи РФ Максим Паршин. Их подготовка велась на протяжении полугода, в этой работе приняли участи около 200 представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти и экспертов.
Оптимизация предоставления в России государственных услуг в стране ведется сейчас по двум направлениям: комплексное решение типовых жизненных ситуаций граждан и бизнеса через оказание т.н. суперсервисов и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг через оказание т.н. моносервисов.
Суперсервис – это заранее подготовленный набор комплексных госуслуг, который связан с определенной распространенной жизненной ситуацией, с которой сталкиваются граждане страны. Это может быть рождение ребенка, оформление заявки на кредит и т.д.
С развитием цифровизации в стране Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, которую возглавляет вице-премьер Максим Акимов, утвердил еще в начале этого года перечень из 25 суперсервисов, которые будут внедрены в будущем. Они будут применяться с учетом развития концепции цифрового профиля граждан.
Цифровой профиль – это электронная запись, которая представляет собой связанный набор данных о гражданине и содержит как сами данные, так и набор ссылок на актуальные, юридически значимые данные о гражданине, находящиеся в государственных информационных системах ведомств, которые гражданин может предоставить третьим лицам для получения каких-либо услуг.
Для развития каждого суперсервиса при Правительственной комиссии по цифровому развитию были созданы (https://digital.gov.ru/ru/events/38886/) в начале года отдельные рабочие группы. Перед ними была поставлена задача определить, какими должны быть суперсервисы с точки зрения пользовательского опыта, оптимизации бизнес-процессов, совместимости с действующими государственными и муниципальными информационными системами.
Кроме того, рабочие группы должны были разработать требования к будущей модернизации суперсервисов с соблюдением единых архитектурных требований и с учетом лучших мировых практик. Они также должны были подготовить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты и в дальнейшем координировать реализацию всех изменений.
К настоящему моменту Минкомсвязи уже подготовила концепции для первых пяти суперсервисов. Теперь граждане смогут познакомиться с их содержанием, дать оценку и предложить рекомендации по доработке. Минкомсвязи ожидает, что это поможет ему как разработчику первых публичных суперсервисов быстро доработать их до оптимального уровня.
Как отметил Паршин, первыми будут доступны сервисы «Рождение ребенка», «Утрата близкого человека», «Поступление в вуз онлайн», «Переезд в другой регион», «Цифровое исполнительное производство». Поскольку пользователями суперсервисов станут миллионы граждан, поэтому было принято решение представить целевые модели в открытом доступе.
Проекты двух суперсервисов - для поступления в вузы и исполнительного производства – ранее были уже одобрены рабочей группой по цифровому государственному управлению при АНО «Цифровая экономика».
Всего намечено запустить в России до 25 различных суперсервисов до 2021 г. Запуск суперсервиса по исполнительному производству планируется начать уже в этом году – об этом ранее заявляла первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов Ольга Помигалова. Суперсервис оформления документов для поступления в вузы будет запущен в России в 2022 году – об этом сообщил ТАСС замглавы АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов. Точные сроки запуска остальных суперсервисов пока не названы, хотя в начале года ожидалось, что дорожные карты их развития будут представлены до конца июня.
Помимо суперсервисов, в начале года был также утвержден перечень из 34 отдельных государственных услуг (моносервисов), которые были включены в план оптимизации в 2019 году. До конца мая ведомства, ответственные за эти услуги, должны были разработать целевые модели по их оказанию и дорожные карты цифровой трансформации. Предполагалось, что эти отдельные услуги будут оказываться без необходимости личного посещения госорганов и иных организаций, с применением реестровой модели, онлайн (в автоматическом режиме), экстерриториально и проактивно.
Цифровая трансформация и оптимизация государственных и муниципальных услуг Минкомсвязи проводится в рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», говорится в постановлении Минкомсвязи «Суперсервисы и цифровая трансформация госуслуг».
В основу Цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг был заложен ряд основополагающих принципов, которые должны способствовать ускоренному развитию цифровой экономики в России.
Предусматривается, что в реузльтате реализации намеченных планов в государстве исчезнет необходимость использования каких-либо иных физических документов, кроме удостоверения личности гражданина. В результате всем государственным и муниципальным органам будет запрещено запрашивать у граждан информацию, которая уже имеется в распоряжении государства. Все госорганы будут обязаны самостоятельно получать необходимые документы, запрашивая из электронных реестров органов власти.
Намеченный переход к цифровизации предполагает максимальное исключение участия чиновников из процесса принятия решений по оказанию услуг гражданам. Все услуги будут переведены в режим онлайн, а жизнь граждан будет упорядочена по определенным группам жизненных ситуаций. Оказание услуг будет осуществляться комплексно, в полном объеме для каждого гражданина. В этом состоит концепция применения суперсервисов.
Государство в результате берет на себя функции проактивного управления при предоставлении услуг. Это избавит граждан от необходимости заранее знать о своих правах и доступных услугах со стороны государства, на которые они могут рассчитывать. Запуск того или иного суперсервиса будет производиться на основании изменения статусов граждан в ведомственных реестрах.
Параллельно планируется повысить удобство получения госуслуг. Намечено полностью исключить применение бумажных носителей̆ из процесса оказания услуг, а также из межведомственного взаимодействия и документооборота между органами власти. Намечено также выстроить единый канал для взаимодействия с гражданами. Для получения любых услуг они смогут использовать любые доступные инструменты: мобильные устройства, соцсети, сайты, банковские приложения, E-mail.