Большинство игроков российского телекоммуникационного рынка отметили активный рост спроса на телевизионный контент в HD-качестве в прошлом году. Так, по словам пресс-секретаря ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрия Солодовникова, благодаря расширению базового пакета "Цифрового ТВ" от МТС, в состав которого вошло 26 HD-каналов, база пользователей, смотрящих HD-контент, выросла до 95%.
"Глобальные изменения в базовом пакете, увеличившие количество каналов до 130, из которых 26 - в HD-качестве, позволили нам повысить качество продукта, убрав из расходов затраты на подключение дополнительных ТВ-пакетов, в том числе HD", - отметил в беседе с ComNews Дмитрий Солодовников. Он добавил, что на сегодняшний день HD-каналы стали базовой потребностью телезрителей. МТС, как заметил Дмитрий Солодовников, пошла навстречу абонентам и включила почти все HD-каналы в базовый пакет за стандартную абонентскую плату.
За год доля пользователей цифрового ТВ АО "ЭР-Телеком Холдинг" (бренд "Дом.ру"), которые смотрят HD-каналы, выросла на 35%. "Одним из основных драйверов роста является качественный телеконтент в HD-формате. HD-контент, а также дополнительные возможности - телеархив, мультискрин, видеотека - позиционируются в рекламных и PR-коммуникациях как ключевые преимущества услуги", - отметил представитель "ЭР-Телеком Холдинга".
По данным оператора спутникового телевидения "НТВ-Плюс", количество пользователей услуги платного ТВ, которые потребляют контент в HD-качестве, в прошлом году по сравнению с 2014 г. у компании увеличилось на 20%. По оценкам "НТВ-Плюс", в 2016 г. это количество увеличится на 15-20%.
На 1 ноября 2015 г., как заметил в разговоре с корреспондентом ComNews сотрудник компании "Акадо Телеком", более 30% абонентов цифрового телевидения оператора уже смотрели каналы HD. За 2014-2015 гг. провайдер включил в сеть около 20 телеканалов в формате высокой четкости, в том числе шесть телеканалов в составе услуги "Антенна Акадо" (коллективная антенна) в формате "открытая цифра". В 2015 г. ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг" ("дочка" ПАО "МегаФон") тоже расширило количество HD-контента, и теперь у компании более 25 телеканалов в данном формате.
ПАО "Ростелеком" уже включило HD-каналы во все основные пакеты телеканалов, поэтому их могут смотреть все абоненты "Интерактивного ТВ" (при наличии технической возможности). "В планах - увеличение количества HD-каналов в основных пакетах в 2016 г. до 10, в настоящее время - четыре канала", - подчеркнула в разговоре с корреспондентом ComNews заместитель директора по контентной политике "Ростелекома" Олеся Коновалова.
По словам представителя "Акадо Телекома", в целом на рост подключений HD-каналов влияет прежде всего популяризация и продвижение этого формата, что подкрепляется тематическим разнообразием контента, широкой линейкой абонентских телевизионных устройств и эффективной маркетинговой политикой операторов.
"Распространению телевидения в HD-качестве в России способствует несколько факторов, в числе ключевых - стабильный рост количества телевизоров с поддержкой HD в домохозяйствах (проникновение телевидения в HD-качестве у абонентов "ЭР-Телеком Холдинга" в настоящий момент составляет около 40%); увеличение количества HD-каналов (с восьми в 2010 г. до 84 к началу 2015 г.) и их популяризация операторами платного ТВ", - говорит сотрудник "ЭР-Телеком Холдинга".
Тем не менее игроки российского телекоммуникационного рынка отметили и ряд препятствий, которые мешают увеличить количество пользователей ТВ-контента в формате HD. "Препятствует росту HD-сегмента ряд факторов, самый главный - HD-контент дороже, его выбор пока уже, чем в SD. Тем более что SD обеспечивает вполне конкурентоспособное качество в цифровых сетях. Недостаточное проникновение телевизоров с поддержкой HD также сказывается", - заметила Олеся Коновалова.
С ней соглашается пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева. По ее словам, увеличению количества пользователей ТВ-контента в HD-качестве мешают темпы роста проникновения парка телевизоров с поддержкой данного формата. Кроме того, далеко не все операторы, как заметила она, способны пропускать HD-контент с точки зрения емкости сети.
Как отметила руководитель направления по массовым коммуникациям "Нэт Бай Нэт Холдинга" Анастасия Назаренко, одним из препятствий для увеличения количества пользователей ТВ-контента в HD-качестве является отсутствие доступности такого контента в обоих мультиплексах. Кроме того, она отметила и высокую стоимость ТВ-пакетов HD-телеканалов, что тоже ограничивает их аудиторию.
По мнению представителя "Акадо Телекома", на снижение уровня проникновения HD-контента могут повлиять внешние экономические условия - например, нестабильная ситуация на валютном рынке, которая заставит производителей HD-оборудования, производителей контента и операторов пересмотреть ценовую политику. "А это может привести к росту конечных тарифов для абонентов", - считает представитель "Акадо Телекома".
Однако большинство игроков российского телекоммуникационного рынка уверены, что в 2016 г. сегмент ТВ-контента именно в формате HD перейдет из стадии становления в стадию активного роста. "Явное преимущество технологии, возможность аренды либо бесплатного использования оборудования - эти факторы способствуют снижению числа аналоговых подключений и активному росту спроса на услуги цифрового HD-вещания", - заметил сотрудник "ЭР-Телеком Холдинга".
По словам Дмитрия Солодовникова, в МТС уверены, что активный рост этого потребительского сегмента продолжится и в 2016 г. "В целом HD - это состоявшийся формат. Дальнейшее его проникновение зависит от скорости обновления парка телевизоров", - резюмировала Анна Айбашева.
Что касается формата Ultra HD, то значительного увеличения спроса на ТВ-контент в формате Ultra HD следует ожидать в ближайшие два-четыре года. "Коммерческого использования технологии Ultra HD следует ожидать не ранее, чем через два-три года, хотя опытные трансляции некоторые операторы уже начнут в самое ближайшее время", - рассказал представитель "Акадо Телекома".
В настоящий момент, как подчеркнул сотрудник "НТВ-Плюс", в компании уже идет работа над созданием канала в формате Ultra HD. "В отличие от других участников рынка мы будем не только ретранслировать, но и производить контент, и самый сложный из него - спорт. Мы считаем это направление важным и перспективным", - добавил он.
Активное развитие Ultra HD, продолжил представитель "Акадо Телекома", возможно при наличии видеоконтента именно такого формата, а не преобразованного контента HD. Новый стандарт кодирования H.265 HEVC уже повсеместно может быть использован на современных мощных абонентских устройствах. Некоторым сдерживающим фактором, как заметил он, пока является низкое проникновение телевизоров с полноценной поддержкой формата Ultra HD.
На взгляд Анастасии Назаренко, значительного увеличения спроса на ТВ-контент в формате Ultra HD следует ожидать в ближайшие два-четыре года, это более правильный срок. Сотрудник "ЭР-Телеком Холдинга" уверен, что технология вещания Ultra HD будет развиваться, для этого есть предпосылки. "Но до реальной массовой трансляции Ultra HD в России еще далеко, не менее чем три года", - резюмировал он.
Развитие формата HD, как напомнил Дмитрий Солодовников, потребовало порядка пяти лет. По его словам, широкая экспансия Ultra HD также займет определенное время. Вероятнее всего, как добавил он, это вопрос среднесрочной перспективы.
"На данный момент мы не видим экономического смысла вводить Ultra HD-контент в наш ТВ-продукт в связи с минимальным проникновением телевизоров, поддерживающих данный формат, а также с ограниченным количеством ТВ-каналов и контента, снятого в этом качестве", - пояснил Дмитрий Солодовников,
Не спешат с вводом видеоконтента в формате Ultra HD в ТВ-продукты и другие российские операторы. Ultra HD, по словам Олеси Коноваловой, в настоящее время не имеет коммерческого потенциала из-за низкого проникновения устройств с его поддержкой. Она не исключила, что в дальнейшем, по мере роста проникновения UHD-приемников, ситуация будет меняться и "Ростелеком" начнет предлагать контент в этом формате.
"ВымпелКом" рассматривает возможность включения контента в Ultra HD. "Однако такого контента и телевизоров с его поддержкой пока крайне мало", - сказала Анна Айбашева.
По словам директора по маркетингу ООО "Орион Экспресс" Дмитрия Жичина, спутниковые емкости и технологическая платформа компании позволяют осуществлять трансляцию каналов стандарта Ultra HD, но в данный момент у оператора нет планов включать их в пакеты.
"Ultra HD пока нельзя отнести к трендам настоящего времени, и массовым спросом такие каналы пока пользоваться не будут. Обусловлено это и отсутствием у абонентов необходимого приемного оборудования, и высокой стоимостью контента, и недостатком адаптированного (переводного) Ultra HD-контента на российском рынке", - заключил Дмитрий Жичин.
Андрей Федосеев