Mail.ru Group опубликовала новое лицензионное соглашение об использовании протокола ICQ. Теперь разработчики некоммерческих продуктов смогут работать с протоколом ICQ без каких-либо ограничений, при условии что они не занимаются массовой рассылкой спама и не извлекают информацию из каталогов и баз данных ICQ. Для коммерческого использования протокола мессенджерам предлагается заключить с ICQ специальное соглашение (его условия не раскрываются).
Недавно Mail.ru Group уже объявила о поддержке протокола ICQ в бесплатном агрегаторе мобильных мессенджеров Nimbuzz, сотрудничество с которым было прекращено в ноябре прошлого года (по сообщению Nimbuzz, Mail.ru Group требовала платы за каждого пользователя протокола ICQ в Nimbuzz). В Mail.ru Group добавляют, что в ближайшее время будут готовы объявить о сотрудничестве с другими open-source-программами: Adium, Pidgin, R&Q.
ICQ была приобретена у американской AOL российской инвесткомпанией DST (впоследствии разделена на Mail.ru Group и DST Global) за $187,5 млн в прошлом году. AOL активно практиковала ограничения на использование протокола "аськи" альтернативными мессенджерами путем постоянного изменения протокола, в результате чего пользователи сторонних сервисов сталкивались с перебоями в работе используемых ими программ.
К моменту продажи DST у ICQ в России было два официальных партнера — "Яндекс" и Rambler: ICQ распространялась со страниц поисковиков, а зарабатывали партнеры на продаже медийной и контекстной рекламы. В конце прошлого года новый владелец "аськи" объявил о разрыве отношений с "Яндексом". Пресс-секретарь "Яндекса" Очир Манджиков говорит, что компания не ведет переговоров о возобновлении сотрудничества с ICQ. Mail.ru Group не раскрывает выручку ICQ, но накануне продажи "аськи" DST ее бывший владелец AOL указала в своей отчетности, что во втором квартале 2010 года выручка ICQ составила $8,1 млн.
Как следует из последней отчетности Mail.ru Group, ежемесячная аудитория ICQ во всем мире с декабря 2009 года по декабрь 2010 года снизилась с 51,1 млн за до 33,5 млн человек. В России за этот же период аудитория "аськи" сократилась с 18 млн до 16,4 млн пользователей. В ближайшие годы долю будут терять все мессенджеры, не интегрированные в социальные сети, уверен эксперт ИК "Финам" Леонид Делицын. "Пользователи все чаще пользуются встроенными мессенджерами социальных сетей. Расцвет популярности отдельных сервисов мгновенных сообщений закончился, ICQ надеется максимально монетизировать продукт, пока это возможно",— считает он.
Протокол ICQ также поддерживает один из наиболее популярных российских мессенджеров — QIP. Гендиректор "Медиа Мир" (владеет QIP) Михаил Гуревич говорит, что компания не заключала каких-либо соглашений на использование протокола ICQ. "QIP технически позволяет подключаться к ICQ, но, как указано в нашем пользовательском соглашении, пользователь принимает на себя риски, связанные с нарушением условий сервиса",— поясняет он. По его словам, "Медиа Мир" готов к сотрудничеству с ICQ, но пока не получал каких-либо претензий или предложений. "Новый лицензионный договор, предложенный ICQ, оставляет больше вопросов, чем ответов: например, непонятно, кто и как будет определять коммерческий или некоммерческий характер использования протокола",— отмечает господин Гуревич.
Павел Белавин, Владимир Лавицкий