Примечательно, что выход новой, восьмой версии IE, которая при испытаниях в вакууме оказывалась и самым быстрым, и самым безопасным браузером в мире, не сумел удержать рунетчиков от экспериментов с конкурирующими продуктами. Все наиболее популярные альтернативные браузеры заметно укрепили свои позиции, за исключением разве что Safari, доля которого в российском сегменте Сети и так была меньше процента.
В частности, Opera, которая в России и окрестностях давно пользуется особой любовью, не только удержала вторую позицию, но и вплотную приблизилась к IE. С декабря 2008 по декабрь 2009 года суммарная доля десктопных версий "Оперы" и Opera Mini выросла с 29,2 до 34,5%. Если эта тенденция сохранится, то в следующем году нас наверняка ожидает смена лидера.
Стоит отметить, что пользователи вышедшей в этом году Opera 10 составляют 40% от всех российских "оперцев". А вот доля мобильной версии этого браузера, хотя и осталась весьма значительной (8,8% от общего числа пользователей), всё же немного снизилась (с 9,4%).
Сохранил свою позицию и Firefox, увеличив свою долю с 15,2 до 21,4% — в первую очередь, за счёт последних своих версий. Собственно, если рассматривать статистику в разрезе мажорных версий, то Firefox 3 является бесспорным лидером, отхватив больше 20% рынка.
Safari, которому год назад отдавали предпочтения всего 0,9% российских пользователей, пропустил вперёд новичка Google Chrome. Если год назад этим браузером пользовалось лишь 0,8% рунетчиков, то в декабре 2009 года их набралось уже 2,6%.
Следует принимать во внимание, что Chrome уже успел пережить третий релиз, а неделю назад достиг нового важного рубежа: в бета-версиях этого браузера для Windows и Linux появилась система расширений, которой раньше мог похвастать только Firefox. Готовых расширений для "Хрома", между прочим, уже вагон и маленькая тележка, и из всего этого многообразия любой может найти для себя десяток-другой полезных.
Кроме того, появилась и бета-версия Chrome для "маков" (правда, пока без расширений). По последним данным Net Applications, эти факторы сыграли ключевую роль в общемировой статистике, где доля гугловского браузера за одну неделю декабря выросла с 4 до 4,4%.
В мировых масштабах IE выглядит более представительно, в ноябре на его долю приходилось почти 64% (но всё относительно, так как год назад она переваливала за 70%). К нему медленно, но уверенно подбирается Firefox (без малого 25%), которому помогают Chrome и Opera. Safari, пропустив вперёд Chrome, пока занимает почти вдвое большую часть рынка, чем Opera, но всё же постепенно сдаёт свои позиции.