Как стало известно СМИ, власти хотят обязать иностранные ИТ-компании регистрировать в России юридические лица с целью обложения налогом доходов, полученных от российской аудитории. Зарубежным ИТ-компаниям придется либо открывать дочерние предприятия в России, либо регистрироваться в ФНС онлайн. Речь идет о компаниях с аудиторией более 100-500 тысяч пользователей на территории РФ.
Под новое требование правительства могут попасть Google и Facebook, а также сайты-агрегаторы Booking и Amazon, и игровые сервисы с аудиторией более 100 тысяч. По мнению экспертов, новая политика в отношении компаний может привести к тому, что иностранцам придется переосмыслить стратегию на российском рынке, вплоть до принятия решения о целесообразности ведения бизнеса в России.
Инициатива, как выяснили СМИ, может быть реализована до конца этого года в рамках поддержки ИТ-отрасли в России. Законопроект, в случае его принятия, обяжет иностранные компании с аудиторией более 100 тысяч платить налоги на территории РФ. В случае отказа от регистрации юрлица в России, к иностранным ИТ-компаниям могут быть применены санкции. О каких конкретно санкциях идет речь, пока неизвестно. Подобная мера, по замыслу её инициаторов, поможет обеспечить равные условия соблюдения российского законодательства для зарубежных и отечественных компаний. Как отмечают эксперты, «Яндекс» и Telegram обязаны платить налоги, когда доход Google от рекламы налогом не облагается.
План поддержки с новой инициативой кабинет министров обсудит 18 марта. Наряду с этим в рамках поддержки отрасли Минцифры выступило с инициативой обязать иностранные компании платить налоги за рекламу у российских блогеров. Недавно мы также писали о том, что ИТ-отрасль может остаться без контроля со стороны надзорных органов в качестве поддержки отрасли.
«Эта история, возможно, принесет положительный эффект с неожиданной стороны, - отмечает аналитик ICT-Online.ru Андрей Блинов. - Известно, что сервис иностранных компаний в России оставляет желать лучшего. Например, чтобы решить самый простой вопрос с продуктами Microsoft или Google, нужно иметь хорошую ИТ-практику или искать информацию на каких-то специализированных форумах, действовать на свой страх и риск. Если иностранные компании будут обязаны иметь представительства в России, можно будет ожидать от них и появления и более-менее адекватной русскоязычной техподдержки».