Технологии виртуальной реальности уже сегодня используются в самых разнообразных областях. Так, например, в сфере рекламы они способствуют расширению потенциала обычных носителей информации и помогают привлечь к ним внимание целевой аудитории. В области проектирования применение VR-технологий повышает эффективность реализации проекта за счет исключения ошибок в расчетах еще на предварительных стадиях его реализации и снижения конечных затрат. В сфере продаж такие технологии выводят презентации продуктов и решений на качественно новый уровень, наглядно показывая потенциальному покупателю их преимущества.
Велико значение VR-технологий и в таких областях, как искусство и образование. В сфере образования и обучения нельзя переоценить возможности, предоставляемые новыми технологиями в плане наглядного представления учебных пособий и создания интерактивной обучающей среды. Что же касается искусства и творческих процессов, то здесь их применение делает возможным привнесение элемента интерактивности и расширяет возможности выставочных площадок. Большой потенциал имеется и в применении таких технологий собственно в процессе создания произведений искусства и воплощения в жизнь архитектурных проектов. Учитывая столь широкие возможности, можно предположить, что объединение первоначальных участников консорциума и российского ИТ-лидера открывает широкие перспективы для их совместной деятельности.
КРОК объявил о вступлении в VR-Консорциум
VR-Консорциум был образован совсем недавно - в августе 2016 года. В состав этого профессионального объединения вошли компании, которые можно смело назвать лидерами медиарынка страны. Это группа «Цифровое телевидение» (совместное предприятие ВГТРК и «Ростелекома»), анимационная студия «Паровоз», студия Vizart Lab – крупнейший производитель телевизионной 3D-графики и анимации, разработчик мобильных приложений «Интерактивный Мульт» и Институт современных медиа (MOMRI). К настоящему времени в активе объединения – создание первого в России интерактивного VR-мультфильма «Волшебный фонарь», который был представлен VR-Консорциумом в октябре 2016 года на Международном рынке аудиовизуального контента MIPCOM в Каннах (Франция) и вызвал большой интерес со стороны глобальных технологических и медиакомпаний, таких как Samsung, LG и Saudi Telecom Company. Кроме того, консорциумом ведутся работы по наполнению уже существующего контента дополнительными интерактивными механиками, и проводится тестирование VR-контента для мобильных платформ.
Проводятся также исследования существующей и потенциальной аудитории виртуальной реальности. Об одном из них, осуществленном Институтом современных медиа в сентябре 2016 года и ставившим своей целью изучение сегодняшнего состояния российского VR-рынка, рассказал в ходе пресс-конференции директор этого института Кирилл Танаев. Согласно данным, полученным в ходе исследования, состояние российского рынка виртуальной реальности сегодня представляет собой довольно
Директор Института современных медиа Кирилл Танаев
С одной стороны, оказалось, что виртуальная реальность уже довольно прочно закрепилась в среде населения. Выяснилось, что подавляющее большинство граждан (84 %) знают о существовании этого понятия, а 64 % достаточно хорошо осведомлены о том, что оно собой представляет. 83 % опрошенных при этом знакомы также с таким понятием, как устройства виртуальной реальности (очки и шлемы). С другой стороны, многие опрошенные не проявили интереса к использованию VR-продуктов или желания использовать связанные с VR возможности. Так, 61 % опрошенных даже не рассматривает планов по покупке VR-устройств. Во многом столь «прохладное» отношение объясняется высокой стоимостью данных устройств, но не менее часто упоминаются и такие причины, как однообразный контент, несовершенные технические характеристики, отсутствие практической пользы и т.д.
Очевидно, что диссонанс между информированностью населения и отсутствием его интереса к VR-продуктам говорит о том, что в этой области есть много работы, но зато и есть, к чему стремиться. И поэтому, по словам Кирилла Танаева, грамотное продвижение решений в области VR имеет в нашей стране хорошую перспективу. Тормозится же данный процесс тем, что существующий уровень VR-разработок не всегда достаточно высок с позиции технологической составляющей и с точки зрения качества контента. Чтобы решить эти проблемы, необходим принципиально новый подход к работе в области виртуальной реальности.
Такой подход предполагает необходимость задействовать значительные материальные, технологические и умственные ресурсы. И он вряд ли под силу одиночным игрокам рынка. Сила и перспективность нового альянса как раз и заключается в наличии всех необходимых для успешной работы в области VR составляющих.
Комментируя в ходе пресс-конференции задачи и перспективы содружества КРОК и VR-Консорциума, председатель совета директоров компании «Цифровое телевидение» Дмитрий Медников отметил, что данное событие объединило одних из самых эффективных игроков рынка. Сочетание опыта медийной деятельности компаний, входящих в VR-Консорциум, с опытом КРОК является залогом успеха их содружества.
Председатель совета директоров компании «Цифровое телевидение» Дмитрий Медников
Что же касается важности данного события, то можно сказать, что оно выходит далеко за рамки собственно жизнедеятельности данного образования. Это событие является знаковым для всего рынка VR в целом. Основанием считать его таковым является тот факт, что на российском рынке виртуальной реальности до сих пор не было такого системного объединения - то есть включающего тех, кто занимается профессионально контентом и тех, кто занимается профессионально технологиями по существу. Данное образование, формирующее сотрудничество между лидерами, является первым в своем роде.
«Вхождение в консорциум такого сильного партнера, как КРОК, позволит нам совместно создавать не только эталонные решения для бизнеса, такие как проектирование, инструменты для визуализации данных, маркетинговые активности с использованием виртуальной реальности и 3D-технологий, но и качественные продукты для пользователей: VR-приложения для мобильных устройств, VR-порталы, парки развлечений», - отметил Дмитрий Медников. Он также выразил надежду, что «данное событие станет основополагающим для российского рынка виртуальной реальности», и это взаимодействие пойдет дальше и позволит реализовывать такие проекты и создавать такие продукты, которые будут представлять собою эксклюзив сначала в России, а потом и за рубежом.
Члены VR-Консорциума тестируют виртуальные технологии
Как вспоминают анонимные эксперты, изначально к развитию рынка интерактива и VR в России интеграторы не имели отношения. Его первопроходцами в мире были либо институты (MIT, Berkeley) и бюро промышленного дизайна (Frog Design Inc), либо digital-interactive лаборатории, а также дизайн-студии по архитектуре и визуализации объектов строительства. Отдельной веткой развития VR можно считать в мире и РФ ОПК/Космонавтика и МЧС, поскольку моделирование военных действий, а также предсказание последствий тех или иных чрезвычайных происшествий – задача более сложная и масштабная, требующая крайне специфических программно-аппаратных решений.
Что касается КРОК – у этой компании уникальное положение: это единственная из ТОП-20 игроков отечественного ИТ-рынка компания, которая работает в направлении 3D давно и глубоко. На протяжении уже достаточно долгого времени в собственной 3D-лаборатории КРОК происходят исследования возможностей визуализации ИТ-систем (в основном это направление ЦОДов), визуальное моделирование ситуаций и расчеты различных процессов. Более того, в КРОК занимаются разработкой медиа-контента (в том числе и рекламного характера) – это связано с высокой компетенцией игрока в мультимедиа-системах. Но все же сотрудничество с VR-Консорциумом для КРОК – скорее, имиджевая тема, нацеленная на привлечение заказчиков и продвижение своих трендовых достижений. 3D-проекты для интегратора вряд ли несут существенную прибыль - однако, неплохо заработать можно на сопутствующем мультимедийном проекте по инфраструктуре и ПО.