Как показали результаты исследования, самую значимую долю в общем объеме онлайн-покупок (51%) по-прежнему занимают книги и канцтовары. Второе по популярности место в электронных продажах (43%) принадлежит бытовой технике. Как и в 2008 году, за месяц четверо из десяти покупателей оплачивают покупку именно этой группы товаров. Бронзовыми призерами марафона стали категории «Косметика и парфюмерия» и «Компьютеры и комплектующие», набравшие 40% и 39% голосов респондентов соответственно.
Для выявления общих тенденций потребления небезыинтересно проследить динамику покупательского спроса в Глобальной сети. Если в 2008 году только 25% продаж в Сети приходилось на группу товаров «Косметика и парфюмерия», то в 2009 году эта цифра существенно возросла - до 40%. В два раза, по сравнению с 2008 годом, – с 17% до 33% - выросло и число пользователей, делающих выбор в пользу товаров для детей. Увеличилось количество респондентов, покупающих в онлайн-магазинах продукты питания (с18% до 23%) и билеты на развлекательные мероприятия (с 22% до 28%).
С другой стороны, количество людей делающих в Интернете крупные приобретения или осталось на прежнем уровне (как в случае с категорией товаров «Бытовая техника»), или несколько сократилось (в случае с категорией «Компьютеры и комплектующие»).
Возможно, такую динамику можно рассматривать как отражение непростой экономической ситуации, сложившейся в 2009 году. В любом случае, тенденция подтверждается и результатами, полученными экспертами «Ромир» в рамках исследовательской платформы SCIF. Согласно этим данным, в 2009 году поведение потребителей стало более рациональным. В минувшем году люди всё чаще задавались вопросом, на чем сэкономить и от каких трат стоит отказаться. В повседневных расходах жителей возросла доля затрат на продукты питания. Россияне стали больше внимания уделять ценовому фактору, чаще посещая дискаунтеры и магазины «выгодного ценового предложения» и увеличивая здесь объем закупок. Учитывая, что ценовые предложения интернет-магазинов при сопоставимом или аналогичном качестве практически всегда привлекательнее в силу низких издержек, неудивительно, что в целом популярность онлайн-шопинга в 2009 году увеличилась.
Напомним, число активных сетевых покупателей, делающих приобретения как минимум один раз в месяц, выросло в России за прошедший год почти вдвое (с 27% до 52%). А количество россиян, приобретавших товары через Интернет, выросло на 8% и составило 70% от общего числа посетителей онлайн-магазинов.