В условиях кризиса российские компании начинают сокращать расходы на Интернет. Первыми эту тенденцию заметили региональные компании. По словам генерального директора компании «ЭР-телеком» (работает в 15 городах России, включая Пермь, Самару, Волгоград, Тюмень, Ижевск) Андрея Семерикова, за последние три месяца выручка его компании в корпоративном секторе упала в два раза. «В ноябре прошлого года мы зафиксировали снижение ARPU в корпоративном сегменте на 16%, в декабре — на 10%. В январе ARPU юридических лиц снизился в среднем на 6%, — говорит он. — Мы ожидаем, что в 2009 году падение продолжится, но оно будет уже не столь значительным».
Снижение спроса заметно и в Москве. «Около 30% наших корпоративных клиентов — это компании, чьи офисы расположены в бизнес-центрах, — рассказывает гендиректор провайдера Net By Net Вадим Курин. — Ввиду сокращения издержек большая часть этих фирм сейчас переезжает. Как следствие, мы теряем небольшую часть абонентов. Однако эти потери пока невелики». «В условиях нестабильной рыночной ситуации можно прогнозировать снижение объемов потребляемых корпоративными клиентами услуг связи», — говорит пресс-секретарь «Комстар-ОТС» Екатерина Невская. По ее словам, рынок частных клиентов менее подвержен кризису и наличие среди абонентов компании значительной доли частных клиентов обеспечивает стабильный приток денежных средств, необходимых для развития.
По данным опроса J’son & Partners, проведенного в конце 2008 года, участники рынка предполагают, что в 2009 году выручка от услуг Интернета в корпоративном сегменте снизится не меньше чем на 20%. «Прежде всего снижение спроса в корпоративном сегменте коснется тех провайдеров, которые работают в регионах, так как здесь кризис ощущается наиболее остро», — говорит аналитик J’son & Partners Григорий Бецков.
Доходы российских провайдеров в корпоративном сегменте начали падать в конце прошлого года, подтверждают отраслевые эксперты. По их мнению, в 2009 году эта тенденция сохранится. «В целом мы ожидаем сокращения расходов на услуги связи в крупных компаниях примерно на 10—15%, в малом и среднем бизнесе — до 30—40%», — говорит аналитик «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин. По его подсчетам, выручка провайдеров от услуг ШПД может снизиться на 10—15% в первой половине 2009 года, однако уже во втором полугодии этот спад может быть восполнен за счет того, что корпоративные клиенты начнут переходить от услуг традиционной телефонной связи к сервисам IP-телефонии. Соотношение юридических и физических лиц в структуре выручки провайдеров также изменится в сторону увеличения выручки от обслуживания физических лиц, говорит аналитик iKs-Consulting Константин Анкилов. На конец 2008 года 56% в структуре выручки провайдеров составляли физические лица, говорит г-н Анкилов.
Ухудшение экономической ситуации прежде всего ударит по тем провайдерам, которые обслуживают малые и средние предприятия, считает исполнительный директор исследовательской компании Direct Info Алексей Кондрашов. Это связано с тем, что малый бизнес активнее следит за сокращением издержек и имеет возможность переходить с корпоративных тарифов на тарифы для физлиц, убежден аналитик. Расходы небольших компаний на услуги ШПД при оптимистичном сценарии могут снизиться на 30%, при пессимистичном — на 50%.
Елизавета Серьгина