Меньше всего за доступ к сети платят жители Уральского федерального округа (167 руб. за 1 Мбит/сек. в месяц, падение цены за год на 48%), Приволжского федерального округа (184 руб., минус 43%) и Центрального федерального округа (193 руб., минус 61%). В Северо-Западном федеральном округе 1 Мбит/сек. в месяц стоит 365 руб. (минус 38%), в Южном федеральном округе — 344 руб. (минус 62%), в Сибирском федеральном округе — 301 руб. (минус 45%). Несмотря на то что доступ к сети в Дальневосточном федеральном округе за год подешевел на 36%, он по-прежнему остается лидером по стоимости интернета (936 руб.).
Удешевление доступа в интернет в регионах на 30-60% снижает цифровой разрыв между Москвой и регионами, отмечает "Яндекс". По данным Фонда общественного мнения (ФОМ), месячная аудитория интернета в России за 2010 год выросла на 18% и составляет 46,5 млн человек. Причем основным источником роста являются регионы, а более 90% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
Хотя проникновение интернета быстро растет даже в селах и небольших городах, регионы все еще серьезно уступают столицам. В Москве и Санкт-Петербурге (стоимость интернета 71 руб. и 74 руб. за 1 Мбит/сек. в месяц соответственно) проникновение интернета примерно в полтора раза выше, чем в остальных городах (68 против 42%). Правда, как следует из прогноза ФОМ, если условия распространения услуг доступа к сети сохранятся, то к осени 2014 года разрыв между Россией (без учета столицы) и Москвой сократится в три раза, с 26 процентных пунктов до 8.
По оценкам "ВТБ Капитала", интернет-реклама в России является самым быстрорастущим сегментом рекламного рынка со среднегодовым темпом роста 66% в рублевом выражении. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), за 9 месяцев 2010 года затраты на рекламу увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 14%, до 158-159 млрд руб. с НДС. Наибольший прирост — на 37%, до 18,4-18,6 млрд руб.,— продемонстрировал интернет-сегмент. При этом расходы на контекстную рекламу (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах) выросли и вовсе на 45%, до 11,9-12,1 млрд руб.
Аналитик "Тройки Диалог" Анна Лепетухина считает, что рост аудитории является существенным фактором роста рынка интернет-рекламы. "От охвата аудитории конкретного ресурса зависит его выручка. Разумеется, многое зависит и от желания рекламодателей тратить деньги в интернете. Но чем выше охват аудитории, тем выше рекламные бюджеты",— отмечает госпожа Лепетухина.
Гендиректор агентства Mindhsare Interaction Дмитрий Ашманов считает, что рост аудитории интернета хотя и является фактором роста рынка интернет-рекламы, но не является определяющим. "Аудитория интернета в России растет довольно стабильно, чего не скажешь о рынке рекламы. К примеру, в кризис темпы замедлились, в то время как аудитория росла примерно теми же темпами",— поясняет господин Ашманов.
Александр Малахов